Cart

“ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ВЫДУМАЛ РОЖДЕСТВО”-2

Портреты Диккенса и Коллинза.

…окончание…


К этому надо добавить, что он написал эту повесть в спешке всего за шесть недель, дабы успеть опубликовать ее к очередным праздникам. Предыдущее произведение писателя «Мартин Чезлвит» продавалось плохо, издатель Диккенса пригрозил, что урежет гонорары, жена была беременна пятым по счету ребенком, денег семье катастрофически не хватало. Диккенс рискнул, залез в долги и издал книгу за свои деньги. Эта повесть на сегодняшний день насчитывает одних лишь экранизаций около 30, по ней поставлены оперы и балеты. Теле-, радио- и театральных постановок перечислить физически невозможно, книга существует в виде комиксов. А пародий на нее не меньше, чем серьезных версий.

Пишущие вместе Диккенс и Коллинз. Карикатура с выставки.

В Доме-музее Диккенса, а его также можно считать и музеем жизни представителей зажиточного среднего класса викторианского Лондона, в праздничный период обычно устраивают выставку, посвященную Рождеству. В маленьком вестибюле-прихожей и на лестнице, ведущей на верхние этажи, вешают гравюры XIX века, на которых показаны святочные празднования викторианской эпохи. Тут и любительские хоры, распевающие на улице рождественские гимны в надежде подработать — сам Диккенс, кстати, этих уличных певцов терпеть не мог. На других изображено приготовление и подача на стол рождественского пудинга — он напоминает пирог темного цвета, плотный, с изюмом, орехами и корицей. Вот здесь хозяйка дома перемешивает в котле ингредиенты пудинга, а её дети завороженно следят за этим действом. Пудингу на рождественском столе во времена Диккенса предшествовал жареный гусь, в наши дни ему на смену пришла индейка. На другом рисунке семейство, на вид простолюдинов, несет сообща домой ёлку. Рамки гравюр обычно традиционно украшены ветками остролиста и зелёными лентами.

Обложка юмористической книги «Ленивое путешествие двух праздных подмастерьев», которую Диккенс и Коллинз написали совместно после путешествия по графству Камберленд.

Любопытно, что в юном возрасте Диккенс про рождественскую елку ничего не знал, она появилась в английских домах лишь ближе к середине XIX века благодаря супругу королевы Виктории принцу Альберту. Альберт, немец по происхождению, привез из Германии обычай ставить в праздничные дни пахнущую хвоей и с любовью украшенную ель, и эта традиция быстро завоевала сердца англичан. Елка в доме-музее Диккенса стоит в гостиной, однако музей не может позволить себе устанавливать настоящее дерево, слишком чувствительны к запахам и влажности многие экспонаты и документы, хранящиеся тут. Поэтому ель в доме-музее как правило синтетическая. Не немцы ли привезли елочную традицию и в Россию?

Еженедельный литературный журнал, основателем и владельцем которого был Чарльз Диккенс, впервые печатал «Женщину в белом» Уилки Коллинза с декабря 1859 по август 1860. После этого роман был издан отдельным изданием и Принес Коллинзу доход примерно в £100 тыс в пересчете на сегодняшний день.

В своем эссе 1850 года писатель подробно описал напоминающие ему о далеком детстве рождественские украшения и игрушки, так что дом-музей тщательно воспроизводит по этим описаниям то, как могла выглядеть семейная ёлка Диккенсов. Известно также, что Диккенс по праздникам любил развлекать своих детей любительской демонстрацией фокусов. А детей у Диккенса было 10. Бедная жена его Катерина — он бросил ее ради молоденькой актрисы Эллен Тернан, которая была на 27 лет его моложе. Этому адюльтеру писателя посвящен фильм «Невидимая женщина» (The Invisible Woman, 2013), где роль Диккенса исполняет Рэйф Файнс.
Диккенс, хотя и был одним из первых, но далеко не единственным, кто стал регулярно касаться темы Рождества. В наши дни Голливуд считает должным выпустить по меньшей мере один блокбастер на эту тему к предпоследней неделе года. В Великобритании уже с октября начинают работу специальные рождественские каналы телевидения. От Рождества с октября по январь нельзя спрятаться ни в супермаркете, ни в соборе.


Конечно, эти празднования существовали в средневековой Англии задолго до Диккенса, и продолжались по несколько дней, а то и недель. Но писатель выполнил своего рода социальный заказ, попал в струю пробуждения интереса к прошлому, вдохнул жизнь в традиции, которые в начале XIX века поддерживались без радости и энтузиазма. Он действовал как неоклассицист, в каком-то смысле возродил древнеримские фебруалии, суть которых была наполнить атмосферой празднества самое трудное для выживания время года. Римляне первыми стали ставить зимой в доме вечнозеленые растения как напоминание о том, что придет весна, и жизнь природного мира снова возобновится.

Дом-музей Диккенса на Даути-стрит с мемориальной доской.

Святочный рассказ напоминает о ценности домашнего очага, уюта, тихих семейных радостей, о необходимости творить добро, заботиться о других, проявлять милосердие к ближнему.
В рождественско-новогодний период 2023-2024 есть и еще один повод заглянуть на Даути-стрит. Сейчас там проходит небольшая, но интересная выставка о дружбе Диккенса с Уилки Коллинзом, автором «Женщины в белом» и первого детективного романа в истории литературы «Лунного камня». Писатели были закадычными друзьями: они писали вместе, путешествовали вместе, принимали участие в одних и тех же любительских театральных постановках, регулярно переписывались, часто поверяя друг другу свои сердечные тайны, и даже вместе посещали бордели. Коллинз был на 12 лет младше Диккенса и относился к нему, как к старшему товарищу с большим уважением, а вот Диккенс любил Коллинза поучать и корить. Младший брат Коллинза Чарльз женился дочери Диккенса Кэйти, таким образом их семьи породнились.

Подробности о выставке:
https://dickensmuseum.com/blogs/all-events/mutual-friends-the-adventures-of-charles-dickens-wilkie-collins