Cart

САРДЖЕНТ-СТИЛИСТ, 2

…окончание…

«Миссис Хью Саммерсли», 1992.

В 1884 году, по совету своего поклонника и друга знаменитого писателя Генри Джеймса, Сарджент переезжает в Англию и остается здесь на последние сорок лет своей жизни. На доме 31 по улице Тайт (Tite Street) в лондонском квартале Челси висит мемориальная доска, гласящая, что Джон Сарджент прожил здесь последние 24 года жизни и здесь же умер. Любопытно, что через дорогу, на доме 34, висит другая мемориальная доска — там провел свои последние лондонские годы драматург и острослов Оскар Уайльд. Они почти наверняка были знакомы, обитали на этой улице в одно и то же время!

«Эна и Бетти, дочери Ашера и Флоры Вертеймер», 1901 год. Отец этого семейства был преуспевающим лондонским арт-дилером еврейского происхождения и важнейшим патроном Сарджента.

Во время экскурсий по галерее Тейт-Бритн я сравниваю Джона Сингера Сарджента с Ильей Репиным, они принадлежат к одному поколению, и изобразили сотни знаменитых людей своего времени. Правда Сарджент почти не рисовал групповые портреты и исторические полотна. Если честно, то Сарджент — не просто Репин, но Репин плюс Моне: блестящий портретист и импрессионист в одном лице. Сарджент был близок к кругу импрессионистов, ездил в усадьбу Клода Моне рисовать вместе с ним, дружил с Роденом.

Портрет Хелен Винсент», 1904 год. Не преувеличил ли здесь Сарджент размеры декольте?

Среди почти 70 картин маслом и углем, представленных на выставке (из 600 написанных художником за всю жизнь, то есть подборка солидная), три четверти — это портреты людей в полный рост и в натуральную величину. Благодаря этому создается впечатление, что человек буквально стоит перед вами. А если чуть прищурить глаза, как это делают перед полотнами импрессионистов, то смелый мазок Сарджента делает человеческую фигуру просто живой, трехмерной, она буквально выходит к вам из полотна, из обычно затемненного, как у Рембрандта, фона.

«Портрет Виржини Готро» (или Portrait of Madame X), 1884 год. Инициатива нарисовать этот портрет исходила от Сарджента, он писал Готро письма и в итоге добился ее согласия. Удивительный контраст между цветами тела и платья.

В заключение удивительный факт: Джон Сингер Сарджент никогда не был женат, его самым большим другом и конфидентом была его младшая сестра. Нет прямых свидетельств, что он был «голубым», как его друг Генри Джеймс. Более того, на многих его портретах женщины изображены чувственными, даже эротичными, хотя и немного отрешенными. Поскольку на выставке рядом с портретами женщин представлены реальные платья, в которых Сарджент их изображал, легко заметить, что на его картинах декольте явно увеличены.

Шарлиз Терон в платье того же фасона, что на Виржини Готро. Только здесь бретельки совсем прозрачные.

Другой пример. На портрете Виржини Готро (см в иллюстрациях) изначально украшенная драгоценными камнями бретелька слева была сброшена вниз на предплечье, что создавало эротический эффект и вызывало у зрителей немой вопрос: а где же нижнее белье? Когда картина была выставлена в Парижском салоне в 1884 году, она вызвала у посетителей столь бурную реакцию, что Сардженту пришлось переместить бретельку в «нормальное положение». Когда в 1916 году нью-йоркский музей Метрополитен решил этот портрет приобрести, Сарджент попросил сменить название на «Портрет миссис X». Надо добавить, что и в наши дни черное платье того фасона, что на портрете Виржини Готро, популярен и у сегодняшних красавиц, таких как Шарлиз Терон или Элизабет Хёрли.


Портреты Сарджента поражают своей чувственностью, эмоциональной заряженностью и вместе с тем легкостью. Но в первой половине XX века на работы художника многие смотрели свысока. Так, другой художник представитель кэмденской школы Уолтер Сикерт цинично назвал Сарджента «портретистом изгибающихся линий и оборочек». А писатель Дэвид Герберт Лоуренс сетовал, что на картинах Сарджента «нет ничего кроме ярдов и ярдов сатина из самых дорогих магазинов, украшенных сверху какой-нибудь милой головкой». Однако в последние десятилетия репутация Сарджента неуклонно идет вверх, возможно, благодаря культу знаменитостей, среди которых в свои времена вращался и наш герой.

Мемориальная доска на доме 33, Tite Street в квартале Челси, где 24 года находилась художественная мастерская Сарджента. До Сарджента в этом доме жил импрессионист Джеймс Макнил Уистлер, а после Сарджента — портретист Огастес Джон.

Похоронен Джон Сарджент вместе со своими двумя сестрами на Бруксвудском кладбище в Уокинге в графстве Суррей под Лондоном.


Подробнее о выставке:
https://www.tate.org.uk/whats-on/tate-britain/sargent-and-fashion