Cart

ФРЭНСИС БЭКОН И ЕГО ЗВЕРИ

В Королевской академии (RA) на Пикадилли проходит масштабная выставка “Фрэнсис Бэкон: Человек и Зверь” / Francis Bacon, Man and Beast.


Считается, что Бэкон, художник-самоучка, как правило, изображал легко уязвимых людей, оказавшихся в одиночестве в замкнутом пространстве. Тем не менее, как рассказывает эта выставка, ему также был свойственен жгучий интерес к животным и к тому, что внимательное наблюдение над ними может многое сказать о подлинной природе человека. И хотя в свои зрелые годы художник вращался в столичных либеральных кругах, детство его прошло на коннозаводской ферме отца в Ирландии, где охота и разведение лошадей были главными аспектами повседневной жизни, где он был знаком с тем, как животные сражаются за выживание, совокупляются и умирают. Бэкон годами собирал фотографии разных зверей в движении, и позднее имел возможность наблюдать за большими африканскими животными во время визитов на юг Африки. Биоморфные фигуры на его полотнах ассоциируют с происходящим в философском романе Жана Веркора “Люди или животные” или страшной фантазией Герберта Уэллса “Остров доктора Моро”.

Этот важнейший живописец XX века родился в Дублине в 1909 году, когда Ирландия еще была частью Соединенного королевства. Его отец был родом из Австралии, ветераном Англо-бурской войны. Мать – из богатой шеффилдской семьи, унаследовала бизнес по изготовлению столовых приборов и угольную шахту. С детства Бэкон страдал астмой и у него была аллергия на лошадей и собак. Забегая вперед скажем, что на его картинах присутствуют любые живые существа, кроме лошадей.


Юность Бэкона была далеко не безоблачной. Когда ему было 16, отец-майор выгнал его из дома за первые проявления гомосексуализма и трансвестизма. Бэкон перебрался в Лондон, бедствовал, читал Ницше и добывал себе на хлеб мелкими кражами. Позднее он провел два месяца в Берлине и полтора года в Париже. Именно в этот период жизни на него произвели огромное впечатление такие шедевры немого кино как “Метрополис” Фрица Ланга и “Броненосец Потемкин” Сергея Эйзенштейна. По возвращении в Лондон Бэкон работает дизайном мебели и ковров, но через пару лет оставляет это занятие и посвящает себя живописи. Из-за астмы его не берут в армию.


Лишь к 1944 году, когда ему далеко за 30, Бэкон обретает уверенность в себя как художник, до этого его работы не принимали на серьезные выставки и подвергали резкой критике. В конце 1940-х его мать и, позднее, сестра после смерти отца переезжают в Южную Родезию (ныне Зимбабве) и Бэкон несколько раз совершает путешествия туда, набирается впечатлений, наблюдая за африканским ландшафтом и дикими животными.

“Три этюда фигур у основания распятия”, 1945 год. Этот триптих с Эридами (греческими богинями возмездия) 1944 года из коллекции Тейт-Британ. На картинах фантастические существа с символическими человеческими чертами: у одной ухо, у другой зубы, а у третьей – шевелюра. Пасть для истошно вопящей Эриды, той, что справа, Бэкон позаимствовал из газетных фотографий Геббельса, у средней – рот, как в кадре у нянечки, упустившей на лестнице коляску с ребенком из фильма “Броненосец Потемкин”. По словам очевидцев, пол студии Бэкона был завален чуть не по колено газетными вырезками. Триптих был излюбленным художественным приемом маэстро. Бэкон настаивал, что эта работа – его первая, поскольку он уничтожил все, что живописал ранее.

“Звери” Бэкона появились на свет в конце 1940-х годов, когда мир узнал об ужасах гитлеровских концентрационных лагерей и о жертвах атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки. Первая картина, встречающая посетителя выставки RA, “Голова I”, изображает омерзительное существо с человеческим ухом и клыкастой пастью шимпанзе, скопированной с фотографии. Часто на картинах Бэкона прослеживаются контуры клетки, звериное начало оказывается заключенным, зажатым в едва прорисованных пределах. Мрачный пессимизм, отчаяние, угрюмость картин Бэкона имеют параллель с полотнами испанца Диего Веласкеса, его кумира.

“Шимпанзе”, 1955. К середине 1950-х на полотнах Бэкона все чаще виден мотив кубоидной “клетки”. На этой картине она также прорисован диагональными линиями. Быстрые экономичные мазки вызывают ощущение лихорадочного движения. Обезьяна протягивает руку к какой-то раскачивающейся кисточке, появляющейся на нескольких работах художника.
Для сравнения – полотно “Бизнесмен”, 1952. Мужчина в пиджаке и белой рубашке с галстуком. Лицо его замерло в немом крике, который мы не слышим, поскольку голова упрятана в прозрачную емкость, напоминающую аквариум.

Творческая карьера Бэкона развивалась в контексте мировых войн XX века, продемонстрировавших склонность человека к неслыханной жестокости, как индивидуальной, так и коллективной. Присутствие на его картинах шляп, зонтиков или цветов выражает совмещение дико звериного с вежливыми атрибутами повседневной жизни людей среднего класса.

“Эскиз фигуры II”, 1945-46. Бэкон порой придавал своим невиданным зверям черты представителей среднего класса. Зонтики, пальто и цветы тому пример.

После Второй мировой войны известность и успех Бэкона растут не по дням, а по часам. В 1971 году он становится вторым после Пикассо художником, при жизни которого проходит большая ретроспектива работ в престижных Galeries Nationales Grand Palais в Париже. В 1975 столь же значительная выставка имеет место в нью-йоркском The Metropolitan Museum of Art. Бэкон отказывается от присвоения ему престижного британского ордена “За заслуги” и от вступления в Королевскую академию в качестве академика. В 1988 году в Москве проходит выставка его работ – первая подобная в Советском Союзе при жизни британского художника. И, наконец, в 1992 году художник уходит в мир иной от сердечного приступа, в больнице, во время визита в Мадрид.

Залы Королевской академии, где проходит выставка, затемнены, и поскольку все посетители носят ковидные маски, создается впечатление, что они как бы сошли с полотен художника.

Подробности о выставке:
https://www.royalacademy.org.uk/exhibition/francis-bacon?gclid=CjwKCAiA9tyQBhAIEiwA6tdCrGJQVFwjjV_rfTdDMgiPdzoyEmWvgBkSpVM-fM3vc1lDWNl1clJn0BoCP_oQAvD_BwE

В фильме “Любовь это дьявол: штрихи к портрету Фрэнсиса Бэкона” Даниэл Крейг играет любовника художника Джорджа Даера (George Dyer), который покончил с собой во время триумфальной выставки Бэкона в Grand Palais в Париже в 1972 году.
Не следует путать Фрэнсиса Бэкона, художника XX века, с его тезкой – английским политическим деятелем, главным советником короля Якова I и философом второй половины XVI – началом XVII века, который первым предсказал движение континентов, обосновал принцип длительного хранения продуктов питания при низких температурах и скончался, сильно простудившись во время проведения экспериментов по замораживанию куриц.