Cart

УОЛТЕР СИКЕРТ ВНЕ ФОКУСА

Уолтер Сикерт, фотграфия 1911 года.

В лондонской галерее Тейт-Британ проходит масштабная выставка произведений важнейшего британского художника конца XIX – первой половины XX веков Уолтера Ричарда Сикерта (Walter Richard Sickert). Последний раз ему было уделено столько внимания ровно 30 лет назад, когда ретроспективу его работ проводила Королевская академия на Пиккадилли.

Учителя: Один из серии так называемых “ноктюрнов” Джеймса Эббота Мак-Нейла Уистлера. “Ноктюрн в синем и серебряном. Челси”,1871 год. Идея Уистлера состояла в том, что созданные им предзакатные визуальные образы должны ассоциировать с музыкой.
Учителя: Балетная сцена из оперы Мейербера «Роберт-дьявол», которую Эдгар Дега изобразил на этой картине, была его любимой сценой. Это третий акт спектакля: монахини восстают из мертвых и танцуют соблазнительный танец на фоне руин монастыря, освещенные лунным светом.

На протяжении своей карьеры художника, продолжавшейся почти шесть десятилетий, Сикерт был уникальным, дерзким и влиятельным. Его считают связующим звеном между британским искусством и французскими импрессионистами. Как и многие другие выдающиеся британские живописцы – Ганс Гольбейн Младший, Антонис Ван Дейк, Люсьен Фрейд или Фрэнсис Бэкон, Уолтер Сикерт был иностранного происхождения, появился на свет в Мюнхене в 1860 году в семье датско-немецкого художника Освальда Сикерта. Когда Уолтеру было 8, его семья переехала в Англию, отец искал там новые заказы. Закончив школу Сикерт выбрал карьеру актера, но на этом поприще далеко не пошел. Тем не менее, тема сцены и мюзик-холла далее заняла в его творчестве ключевое место. Первым его наставником в искусстве был базирующийся в Лондоне американец Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, мастер тональных полотен и эстет. Позднее Сикерт несколько лет провел во Франции, где его ментором в 1885 году стал импрессионист Эдгар Дега. С такими учителями было бы удивительно, если бы Сикерт не достиг вершин мастерства. И уже в начале своей карьеры он избрал мрачный, затемненный, несколько абстрактный, без четкой прорисовки стиль.

Соратники: “Пиккадилли-Сиркус”, Чарльз Гиннер, 1912 год. Гиннер был членом Кэмдентаунской группы, созданной по инициативе Сикерта в 1910 году у него в квартире.
“Брайтонские Перро”, 1915 год. На картине изображена сцена с двумя комедийными актерами, выступающими вечером перед пустыми креслами. Идет война, мужчины на фронте. До курортного Брайтона через Ламанш порой доносятся звуки канонады. На всем печать тоски и грусти.

В 1910 году Сикерт стал инициатором формирования Кэмдентаунской группы (Camden Town Group). В северном районе Лондона Кэмден-Таун жило и работало несколько художников, сосредоточившихся на изображении реалий современной городской жизни. Хотя эта группа провела всего три выставки в 1911 – 12 годах, она стала синонимом четко выраженного периода в британском искусстве перед началом Первой мировой войны, который называют Эдвардианской эпохой (правление старшего сына королевы Виктории Эдуарда VII с 1901 по 1910 год).

“Убийство в Кемден-Тауне или Как мне заработать на аренду квартиры?”, ок.1908. Эта картина хорошо демонстрирует двусмысленность в работе Сикерта. Художник дает возможность выбрать между двумя смыслами изображенного: перед нами сцена убийства или женщине приходится продавать свое тело, чтобы свести концы с концами?

В этот период Сикерт создал серию картин, на которых обнаженные женщины лежат в неудобных позах на кроватях с железным остовом. Иногда на полотне присутствует также мужчина, причем одетый. Эти женщины, предположительно, проститутки, а мужчины – их клиенты. Первую из этих картин Сикерт озаглавил “Убийство в Кемден-Тауне” (The Camden Town Murder). Это намек на нашумевшее убийство 1907 года, когда художника Роберта Вуда обвинили в том, что он зарубил насмерть проститутку Эмили Диммок. На основании этой картины Сикерта американская писательница Патрисия Корнуэлл создала целую теорию о том, что он и был тем самым таинственным Джеком Потрошителем, который с августа по ноябрь 1888 года зверски убил нескольких проституток в лондонском квартале бедноты Ист-Энде, причем одну из них в кровати. Косвенным доказательством своей теории Корнуэлл считает, что Сикерт в своей студии использовал такую же бумагу, что и неизвестный с прозвищем Джек Потрошитель, и что у них был схожий почерк – если судить по письмам, написанным кровью, которые убийца подбрасывал в редакции лондонских газет. Как бы ни была интересна эта теория, противников у нее больше, чем сторонников.

“Автопортрет. Святой Лазарь прерывает пост”. 1927. Эта работа сделана вскоре после того, как художник оправился после серьезной болезни (был воскрешен!) и обрел аппетит. Прототипом картины была фотография, сделанная женой Сикерта Терезой Лессор. Сохранилась сама фотография, на которой видно, что художник переносил изображение на холст по клеточкам!

В последнем зале выставки рассказывается о методе создания изображения, который Сикерт использовал в последние годы своего творчества. Он брал фотографию из газеты или сделанную его женой Терезой с помощью прибора под названием камера-люцида, переносил её на холст и далее преобразовывал такой набросок в картину. То есть, Сикерт, по существу, работал в стиле поп-арта задолго до его возникновения во второй половине XX века!

Портрет Уинстона Черчилля, 1927 год. В период между войнами Черчилль был не у дел и жил с супругой Клементиной почти безвыездно в своей усадьбе Чартвелл в графстве Кент.

На выставке представлено свыше 150 работ художника из более 70 общественных и частных коллекций.

Подробности:
https://www.tate.org.uk/whats-on/tate-britain/walter-sickert

Чаепитие в Чартвелле, 1927 год. Среди гостей Черчиллей за столом крайняя слева жена Сикерта Тереза, а он сам самый правый с бородой. Чуть правее его в шляпке Клементина, мальчик напротив нас – единственный сын Черчилля Рандолф, сам британский политик ближе всего к нам и, повернувшись, смотрит на нас.