Cart

САРДЖЕНТ-СТИЛИСТ, 1

Фото-портрет Джона Сингера Сарджента, 1903 год.

В лондонской галерее Тейт-Британ в конце февраля открылась выставка работ художника-портретиста Джона Сингера Сарджента «Сарджент и мода» (Sargent and Fashion).
Эта выставка организована совместно галереей Тейт-Британ и Музеем изящных искусств Бостона, США. На ней представлено свыше 60-ти его работ, наглядно демонстрирующих, что это был не просто выдающийся художник, но и умелый стилист. Хороший художник-портретист должен реалистично отразить на полотне, как человек выглядит, его характер, возможные достоинства. Да, любой другой художник, но не Сарджент. Он активно «улучшал композицию», участвуя в выборе наряда заказчика, настаивал на определенной прическе и позе, создавал с помощью булавок дополнительные складки одежды, так что некоторые из его моделей жаловались на покалывание во время многочасового сеанса работы над портретом. Он подбирал интерьер для заднего плана. И, наконец, с живописанием самой одежды он тоже позволял себе вольности, менял цвет, увеличивал декольте и все, естественно, для того, чтобы создать сильнейшее впечатление от образа заказчика.

Самая, наверное, известная, и не совсем портретная работа Сарджента, почти два на полтора метра, «Гвоздика, лилия, лилия, роза» написана в 1885-6 годах когда он жил в городке Бродвей в центральной Англии в среде колонии американских художников и писателей. На картине изображены две дочери его друга-художника Эдвина Остина Эбби, зажигающие в сумерках в саду китайские фонарики. Белые наряды были сшиты специально для этой картины.

Рядом с некоторыми полотнами Сарджента на выставке соседствуют реальные платья, веера и другие аксессуары, так что у посетителя выставки есть возможность сравнить изображенное на портретах с прототипами, что само по себе чрезвычайно интересно. Некоторые наряды очень похожи на изображенные, но некоторые прямо те самые. Организаторам выставки удалось выявить случаи, когда и портрет и платье находились во владении одной семьи вплоть до наших дней.

«Леди Агню», 1992. Непринужденная поза, прямой взгляд и элегантный наряд усиливают впечатление от портрета

Сарджент был свободен в средствах, вращался в кругах высшего света Европы и Америки и порой сам предлагал знакомым и незнакомым людям стать его моделями. Несколько лет назад в лондонской Национальной портретной галерее проходила выставка «Сарджент: портреты художников и друзей», где как раз и были выставлены его работы, написанные не по заказу, а для души. В таких случаях художник имел возможность смело экспериментировать, свободно выражать себя.

«Доктор Поцци у себя дома», 1881 год. Самюэль Жан Поцци был основателем французской школы гинекологии. Вы когда-нибудь видели портрет врача в таком наряде? Это был для Сарджента первый портрет мужчины в полный рост.

Кто же такой Сарджент? К сожалению, в русскоязычном мире он мало неизвестен. Джон Сингер Сарджент (1856-1925) — один из самых замечательных портретистов всех времен. Причем он был далеко не только портретистом, просто портретами зарабатывал себе на жизнь, за них хорошо платили. Его называют англо-американским художником, но правильнее сказать, что Сарджент был «человеком мира». Американцы считают его европейцем, а европейцы – американцем.

«Леди Сассун» (Алин де Ротшильд), 1907 год. Сарджент, следуя веяниям времени, любил рисовать черным по черному. В конце XIX века черные наряды перестали быть только символом траура и стали модными сами по себе. Сарджент был большим поклонником художника XVII века голландца Франса Халса, на картинах которого его соотечественник Ван Гог насчитывал 27 оттенков черного. Справа оперная накидка из тафты подобная той, что изображена на картине. Леди Сассун скорее всего приобрела ее в Париже, куда часто наведывалась.

Его родители, родом из Филадельфии, переехали в Европу в 1854 году. Сарджент появился на свет во Флоренции. Когда он рос, семья его «кочевала» по Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Германии. Будущий художник в школе вообще не учился, образование получил домашнее и свободно говорил на четырех языках. В 1874 году родители Сарджента обосновались в Париже. Тогда-то, в 19 лет, он поступил на обучение в студию модного и либерального портретиста Эмиля Огюста Каролюса-Дюрана, близкого к кругу импрессионистов. С этого начинается стремительная карьера Сарджента-художника. Талант и удивительная работоспособность сделали его известным и востребованным мастером портрета еще до того, как ему исполнилось 30.

«Портрет Грэма Робертсона», 1894 год. Студия Сарджента в Челси находилась через дорогу от семейного дома Оскара Уайльда. Грэм Робертсон был молодым человеком из окружения Уайльда, и Сарджент буквально поймал его на улице и предложил рисовать его в первую очередь ради… пальто! С портрета на нас смотрит идеальный денди.

Подробнее о выставке:
https://www.tate.org.uk/whats-on/tate-britain/sargent-and-fashion


…окончание следует…