Cart

РЕНЕССАНС В ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ

Портрет Донателло неизвестного художника.

Если живешь в Лондоне, по миру ездить необязательно. Любые культурные ценности: картины, музейные артефакты или просто люди из самых отдаленных уголков планеты, рано или поздно сами сюда приедут. Так в лондонском Музее Виктории и Альберта (V&A) в феврале 2023 открылась выставка «Донателло, ваяющий Ренессанс» – Donatello: Sculpting the Renaissance. На неё из Флоренции и других европейских и американских городов прибыло свыше 50 работ самого влиятельного скульптора раннего Возрождения.

“Юдифь убивает Олоферна”, 1460.

Возрождение, или Ренессанс условно делят на «Раннее», «Высокое» и «Позднее». Возрождение чего? Этим термином обозначают революционный период в искусстве, литературе и драматургии Европы, когда после дремучего Средневековья взоры европейских, как говорят сегодня, деятелей культуры и их заказчиков обратились к идеалам и образцам Античного мира. А Донателло как раз и был в авангарде этого движения. Достаточно сказать, что его «Давид» 1440 года был первым скульптурным изображением обнаженного мужчины со времен Древних Греции и Рима. Маэстро оказал огромное влияние на художников и скульпторов своего и последующих поколений, в том числе на Микеланджело.

“Давид”, 1440. Самая известная скульптура Донателло.

Это первая в истории выставка работ Донателло и его современников в Великобритании. Напомним, что музей V&A хранит национальную британскую коллекцию скульптуры, так что он то самое место, где подобные выставки и должны проходить. Кроме того V&A называют музеем декоративного и прикладного искусства, а значит на этой выставке внимание уделено не только художественным особенностям итальянского Ренессанса, но также инструментам, техникам и материалам, которые использовали скульпторы той поры, что не менее интересно.
Если же говорить про самого Донателло, то его вполне можно назвать “мультимедийным” скульптором, он использовал в своих работах мрамор, бронзу, дерево, терракоту и стукко. Не говоря о эскизах на бумаге, в которых он развивал идеи своих будущих работ. Помимо всего прочего выставка демонстрирует созданную им технику «рильево скиачьятто» (rilievo schiacciato), то есть сплющенного рельефа — это создание эффекта трех измерений с помощью ряда поверхностей суммарной толщиной всего в несколько миллиметров.

Портрет Козимо де Медичи кисти Бронзино. Он был главным покровителем и заказчиком Донателло.

Выставка состоит из шести разделов, начиная с «Флорентийских начал Донателло» – Donatello’s Florentine Foundations и заканчивая «Творческим наследием» – Homage to Donatello. Разделы построены креативно как цепочка внутренних двориков итальянского палаццо.
Донато ди Никколо ди Бетто Барди по прозвищу “Донателло”, то есть “Маленький Донато”, появился на свет во Флоренции в 1386 году. Он был сыном шерстечесальщика. И, подобно другому гению Ренессанса Альбрехту Дюреру, сначала был подмастерьем в ювелирной мастерской, а позднее практиковался в скульптурной студии Лоренцо Гиберти.

Аттис-Аморино, 1435 – 40. Пастушок с крылышками купидона.

Донателло водил дружбу со знаменитым архитектором флорентийского кафедрального собора Duomo Филиппо Брунеллески и, возможно, первым большим художником итальянского Возрождения Мазаччо. В молодости вместе с Брунеллески скульптор побывал в Риме, где они основательно познакомились с древнеримскими артефактами.

“Спирителло”, 1434-39. Этот ангелочек-домовой служит подсвечником.

Биограф Джорджо Вазари в своем фундаментальном труде «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» 1550 года указывал, что Донателло по-видимому был человеком нерелигиозным, агностиком, но в его творчестве, как и у других творцов раннего Возрождения, преобладали христианские темы, ставшие менее популярными в более поздние времена Возрождения Высокого. Интересно, что Вазари также писал о том, что Донателло бывало орал на свои скульптуры требуя, чтобы они ожили!


На протяжении своей долгой карьеры в искусстве, а Донателло скончался в 1466 году в весьма для той поры преклонном возрасте 80 лет, он буквально наводнил Италию своими работами. Скульптор жил и работал не только во Флоренции, но также в Сиене, Падуе, Риме и Орвието, и получал заказы из многих других мест. В Падуе, к примеру, его завалили заказами только для того, чтобы не отпустить его в его родную Флоренцию.

“Христос и ангелы”, 1449. Сочетание литья и чеканки. Со времен древних римлян и греков никто подобного качества рельефного изображения не мог создать.

Донателло явился на свет в нужном месте в нужное время. Флоренция на рубеже XIV и XV веков была самым богатым городом Европы, а флорины — универсальной валютой, как сегодня евро или доллары. Его патроном был основатель самого влиятельного рода Флоренции — Козимо ди Джованни де Медичи. Кстати, скульптор удостоился чести быть похороненным в крипте базилики Сан Лоренцо рядом с гробницами семьи Медичи.

“Мадонна с ребенком”, 1420-25.

Он при жизни был знаменитым и богатым, но к деньгам оставался равнодушен. Очевидцы рассказывали, что в его студии к стропилам была подвешена корзина с мелочью, из которой любой из его учеников мог взять сколько нужно денег на карманные расходы. Кроме того Донателло был груб, капризен и выше всего ставил свою творческую свободу. Были случаи, когда он уничтожал собственные работы, если ему не нравился тот или иной заказчик.

Софи Лорен с миниатюрным позалоченным Давидом – премией Академии киноискусства Италии.

В наши дни Академия итальянского кино ежегодно вручает премии «Давид ди Донателло» за достижения в области кинематографии. Премия имеет вид миниатюрной позолоченной копии скульптуры «Давид», и это эквивалент голливудского «Оскара». Библейские герои — Давид, победитель Голиафа, и Юдифь, убившая Олоферна, были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством.

“Давид”, фрагмент.

Небольшая статуя Давида 1440 года — одна из самых гармоничных работ Донателло. Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера. На Давиде стильная пастушья шляпа и элегантные ботинки. Больше на нем ничего нет. Бронзовый «Давид» был сделан по заказу Козимо де Медичи для украшения фонтана во внутреннем дворике его палаццо.
Некоторые искусствоведы высказывают предположение, что Донателло был геем. Собственно такая инсинуация сегодня может нависнуть над любым. Факт состоит в том, что о личной жизни маэстро ничего не известно, в его студии работало множество миловидных учеников, да и некоторые из его работ, как «Давид» или «Спирителло» определенно гомоэротичны.


Выставка в V&A продлится до 11 июня 2023, подробности:
https://www.vam.ac.uk/exhibitions/donatello-sculpting-the-renaissance

Могила Донателло в крипте базилики Сан-Лоренцо во Флоренции.