Cart

ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП

Джордж Джонсон не за долго до смерти.

В этом месяце (7 декабря 2022 года) в возрасте 101 года скончался последний остававшийся в живых участник британской операции “Порка” бомбардир Джордж “Джонни” Джонсон.


Наверное самый популярный в Великобритании фильм о Второй мировой войне – это «Сокрушители плотин» (Dam Busters, 1955), рассказывающий о британской бомбардировочной операции Chastise (“Порка”) в мае 1943 года по уничтожению дамб в Рурской долине Германии. Её успех привел к затоплению главного промышленного района Гитлера, к тому, что немцы назвали “Мёнской катастрофой».

Один из экипажей «сокрушителей плотин» в 1943 году.

Фильм снят на основе одноименного бестселлера Пола Брикхилла, опубликованного в 1951 году, и автобиографии Гая Гибсона «Впереди вражеский берег» (Enemy Coast Ahead), погибшего годом позднее пилота-подполковника ВВС, руководившего операцией. С тех пор появилось множество других исследований, документальных фильмов, и даже компьютерных игр об Эскадрилье 617, осуществившей эту миссию. Кстати, перевод книги Брикхилла с заголовком «Затопить Германию» появился на русском языке лишь в 2001 году! Совсем недавно в Великобритании опубликована работа военного историка Макса Хастинга под названием Chastise, проливающая новый свет на события тех дней.


Но начнем по порядку. Идея нанести удар по дамбам Рурской долины на западе Германии и тем самым подорвать промышленный потенциал страны существовал у британского командования еще до начала войны. Но тогда на вооружении не было ни бомбардировщиков, ни бомб, которые могли бы одним махом пробить железобетонную толщу в 35 метров у основания дамб Мён, Эдер и Зорпе в Руре.


Весной 1942 года, когда немецкая «люфтваффе» уже вовсю бомбила британские города, ведущий инженер авиационной компании «Викерс» Барнс Уоллис начинает обивать пороги военных ведомств, утверждая, что он может спроектировать все оборудование, необходимое для разрушения этих дамб. Его никто не хочет слушать, ему твердят, что его проект нереалистичен и теоретические новинки Уллиса отвлекут насущные ресурсы военной промышленности. На руку Уоллису сыграло то, что на вооружение Королевских ВВС в 1942 году поступил новый тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «ланкастер», способный нести бомбы в несколько раз превосходящие по весу те, что могли поднять его предшественники. (Полюбоваться на кабину этого самолета и часть фюзеляжа можно в лондонском Имперском военном музее). Но бомбы, которые планировал бросать Уоллис, было не под силу поднять и «ланкастерам».


Вместе с тем, был только один подходящий период для разрушения дамб – май месяц, когда водохранилища полны после таяния снегов и весенних дождей и до того, как откроют затворы плотин и вода будет спущена по каналам. Только так можно было достичь наибольших затоплений, ведущих к серьезным потерям воды и энергии. После проведения серии опытов Уоллесу удалось убедить начальника штаба ВВС Чарльза Портала, что он создал невиданную доселе бомбу – крутящуюся с большой скоростью и прыгающую по поверхности воды. Дело в том, что по расчетам Уоллиса можно было пробить толщу дамбы меньшим зарядом взрывчатки только доставив его к самому основанию дамбы под водой. А для этого должна быть не просто абсолютная точность бомбометания в ночное время на скорости самолета в 350 км/час, сбросить её надо было с невероятно низкой для массивного бомбардировщика высоты 18 метров. Бомба не должна была погружаться в воду до достижения дамбы, иначе бы она застряла в противоторпедных сетях, натянутых поперек озера, удерживаемого этой дамбой. Гению Уоллиса удалось решить все эти невероятно трудные проблемы, задав четырехтонной бомбе, напоминающей по форме нефтяную бочку, вращение со скоростью 500 оборотов в минуту, так что она прыгала поверх сетей, ударившись в дамбу опускалась по бетонной стенке вниз и только там, на глубине с десяток метров, срабатывал под давлением столба воды гидростатический взрыватель. И решение создать специальную бомбардировочную эскадрилью для атаки на дамбы было принято лишь за два с небольшим месяца до критического майского срока в конце февраля 1943 года.


Для операции также было разработано специальное прицельное устройство. Ну как можно прицелиться на огромной скорости и малой высоте в кромешной тьме? Устройство представляло из себя два прожектора, лучи которых пересекались под «брюхом» самолета, световые пятна следовали по поверхности воды отдельно друг от друга, и объединить их в одно пятно можно было только по достижению высоты точно в 18-метров.


Ночью 16 мая 1943 года с аэродрома Скэмптон в Линкольншире стартовали 19 «Ланкастеров». Соединение было разделено на 3 волны: 9 самолетов первой волны должны были атаковать Мён, потом Эдер, а если останутся бомбы, то и Зорпе. 5 самолетов второй волны были нацелены на Зорпе. Остальные должны были довести работу первых двух волн до конца и по возможности атаковать второстепенные плотины.

На картине художника Роберта Тейлора бомбардировщик Гая Гибсона сверху отвлекает на себя зенитный огонь, в то время как “Ланкастер” Генри “Динги” Янга сбрасывает прыгающюю бомбу Уоллиса перед дамбой Мён.

Весь путь протяженностью свыше 700 километров бомбардировщики следовали на очень низкой высоте, чтобы избежать атак немецких истребителей и не дать вражеским зенитчикам время прицелится. Но уже у плотин их встретил массированный огонь зенитных установок. В несколько заходов удалось пробить огромные бреши в Мёне и Эдере, но Зорпе, в целом земляная плотина с бетонной перемычкой посередине, устояла, хотя треснула.
Из 19 «ланкастеров» только 11 вернулись домой. Из 133 молодых людей Эскадрильи 617, многим из которых не было и двадцати, 56 погибли. Только трое сумели выпрыгнуть с парашютами на опасно малой высоте и остаток войны провели в малоприятной обстановке лагерей военнопленных. Как констатирует Макс Хастинг, учитывая, что двум «Ланкастерам» пришлось вернутся с полдороги (экипаж каждого 7 человек), потери персонала в течение операции были близки к 50%.


Однако это было несравнимо с ущербом немецкой стороны. На расстоянии 80 км от обеих плотин были разрушены две гидроэлектростанции, 125 заводов и фабрик были либо уничтожены, либо сильно повреждены. Примерно 3000 гектаров пашни были опустошены. Уничтожено 25 мостов. Фрицлар, один из крупнейших военных аэродромов Гитлера, оказался под водой. Самолеты, летное поле, ангары, казармы, бомбохранилища – все пропало. Исчезли шоссе, железные дороги, мосты. Промышленный пригород Касселя Унтернойштадт, находившийся в 40 милях от Эдера, ушел под воду. Берега каналов были размыты, домны Рура оказались без воды и не могли давать сталь. Десятки речных сооружений были сметены. Транспортная система, обеспечивавшая поступление сырья в Рур и вывоз готовой продукции оттуда, была уничтожена. Некоторые заводы не пострадали, однако не могли работать, так как лишились электричества или воды. И самое страшное: 1294 человек утонуло, большей частью гражданские лица, и среди них 749 советских и польских пленных женщин, которых немцы использовали в качестве рабынь.

Эскадрилья 617 бомбордировочной авиации RAF существует и в наши дни. На её гербе изображена разрушенная плотина, а под ней слова Марии-Антуанетты: «После нас хоть потоп»…


Фильм “Сокрушители плотин” на Кинопоиске: https://www.kinopoisk.ru/film/196578/


“Затопить Германию” Пола Брикхилла на русском языке: http://militera.lib.ru/h/brikhill/index.html


Чудесная звуковая дорожка Эрика Коутса к фильму “Сокрушители плотин”:
https://www.youtube.com/watch?v=r7Si2H479Es