Cart

МОНА ЛИЗА ФИЛАТЕЛИИ

Вид у самой дорогой марки мира неказистый. Даже зубчиков нет. Отчетливо видна подпись последнего владельца американского дизайнера и фабриканта обуви Стюарта Вайцмана: контур туфельки с монограммой SW.

Старейший и влиятельнейший магазин марок мира, лондонский Stanley Gibbons, минувшим летом на аукционе в Нью-Йорке приобрел “Мону Лизу филателии” – одноцентник Британской Гвианы выпуска 1856 года за круглую сумму 6.3 миллиона фунтов (8.3 миллиона долларов). На сегодняшний день это самая дорогая марка мира, причем именно в единственном числе, других подобных марок просто не сохранилось. По удельной стоимости этот клочок бумаги весом в одну двадцатую грамма – самый дорогой рукотворный предмет на свете, 120 миллионов фунтов стерлингов за один грамм!


Эта марка так называемая “газетная” – подобные ей наклеивали на печатные издания для их пересылки, они были дешевле, чем обычные почтовые. Четыре уголка марки срезаны, подобная практика была популярна, так что марка стала восьмиугольной. “Розовая Гвиана” – так она зовется у филателистов – не имеет зубчиков, перфорации. Она напечатана типографским способом чёрной краской на карминовой бумаге. В центре марки изображение трёхмачтовой шхуны, служившей виньеткой для раздела морской хроники местной газеты Official Gazette столицы Гвианы (которая стала Гайаной в 1966 году, обретя независимость) Джорджтауна. Вокруг шхуны девиз колонии на латыни «Damus Petimus Que Vicissim» («Даём и надеемся получить»). По периметру заглавными буквами обозначены страна-эмитент и номинал марки. За свои 165 лет это маленькое чудо неоднократно переходило из рук в руки постепенно поднимаясь в цене. “Розовую Гвиану” использовали для выплаты военных репараций, в судебных разбирательствах, была она и собственностью убийцы… Любопытно, что большинство владельцев оставили на марке свои подписи, как видно, таким образом пытаясь угодить в вечность. Ну, это как если бы владелец оригинала “Подсолнухов” Ван Гога поставил бы на картине еще и свою подпись. К счастью, владельцы “Розовой Гвианы” расписывались на ее задней стороне.


Первым марку обнаружил, перебирая семейные бумаги, 12-летний школьник Л. Вернан Воган в 1873 году в гвианском городе Демерара (этим именем называется до сих пор популярный в Великобритании бренд сахара, изначально родом как раз из тех краев). Позднее он продал её за шесть шиллингов (примерно 40 фунтов сегодня) филателисту Нилу Маккиноку. Юный коллекционер определенно надеялся найти такую же марку лучшего качества. Как мы знаем, его надежды не оправдались. Далее “Розовая Гвиана” – имя собственное этой марке вполне подходит, раз она единственная – совершает путешествие по странам и коллекциям, пока её наконец в 2014 году на аукционе Сотбис в Нью-Йорке не приобретает за рекордную для марки сумму 9.5 миллионов долларов американский дизайнер и владелец обувной фирмы Стюарт Вайцман. С тех пор этот рекорд ни один другой филателистический раритет не побил. Эту планку слегка опустил лондонский магазин Stanley Gibbons, заплативший за нее минувшим летом 6.3 миллиона фунтов (8.3 миллиона долларов).


Эта легендарная марка фигурирует в литературных произведениях от научно-фантастического “Повести о дружбе и недружбе” Братьев Стругацких до детективного Сидни Шелдона “Если наступит завтра”.

Реконструкция марки – примерно так она выглядела новой. Жирная черная роспись почтового чиновника Эдварда Уайта EDW. В те времена почтовикам марки полагалось подписывать во избежание подделок.
На улице Стренд Stanley Gibbons соседствует со своим партнером – старейшей нумизматической фирмой Baldwin’s. Обратите внимание на королевский герб рядом с названием магазина. Это означает, что он обладает престижным титулом “поставщика королевского двора”.
Самая первая марка мира Penny Black. В магазине Stenley Gibbons в зависимости от её состояния, гашенная она или нет, один экземпляр можно приобрести как за несколько десятков фунтов, так и за десятки тысяч. Зубчики, когда она была напечатана, еще не изобрели, из листов марки вырезали ножницами вручную.