Cart

ЛЮСЬЕН ФРЕЙД И ЕГО ЗВЕРИ

“Двойной портрет”, 1985-6

В лондонской Национальной картинной галерее до конца января 2023 проходит ретроспектива работ одного из важнейших фигуративных художников XX века Люсьена Фрейда. На выставке представлено свыше 60 полотен Фрейда – от малых и интимных начала его карьеры до больших портретов обнаженной натуры его позднего периода.

“Спальня отеля”, 1954

Люсьен Фрейд был из семьи австрийских евреев, внуком отца-основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Он появился на свет в Берлине в 1922 году; в 1933, когда ему было 11 лет, он и его родители бежали из Германии, где к власти пришли фашисты, после того, как его дядю-бизнесмена арестовали и он пропал без вести. Забегая вперед, скажем, что позднее знаменитого деда художника с семьей выкупила у нацистов поклонница его таланта Мари Бонапарт, так что психоаналитик провел в Лондоне последние полтора года жизни. Три сестры Фрейда погибли в концлагерях, еще одна – по дороге туда. Кстати, прах самого Зигмунда Фрейда покоится в бесценной древнегреческой вазе в крематории Голдерс-Грин на севере Лондона, и ваза эта – подарок уже упомянутой двоюродной правнучки Наполеона Мари.

“Художница и её модель”, 1986-7.

Но не будем отклоняться от темы. Выставка Национальной галереи состоит из пяти хронологических, они же тематические, разделов. В первом, посвященном становлению художника в 1940-х годах, его работы наивно реалистичны, четко прорисованы и ассоциируются с полотнами Амадео Модильяни или таких мастеров Северного Ренессанса как Лукас Кранах. (“Спальня в отеле”, 1954 год.) Работы Люсьена Фрейда этих лет небольшого размера, и это, за редким исключением, портреты и автопортреты.

“Мать художника”, 1973.

Фрейд был одним из художников фигуративной живописи, сделавших центром своего творчества человека и получивших ярлык «Лондонская школа». К ней причисляют кроме Фрейда Фрэнсиса Бэкона, Франка Ауэрбаха и Майкла Эндрюса. “Школу” эту, кстати, никакие идеи или стили не объединяли, за исключением того, что все художники принадлежали к одному поколению и жили в Лондоне.

“Дэвид Хокни”, 2002.

В разделе “Изображение интимности” мы видим работы 1960-х годов, портреты любовниц Фрейда, его друзей, жен и детей. Художник в преклонном возрасте часто имел романтические отношения с молодыми женщинами. Согласно молве он оставил после себя чуть ли не сорок детей. Более реалистичная цифра – 14. Любопытно, что на нескольких полотнах вместе с людьми изображены собаки, причем создается впечатление, что живописец ставит знак равенства между ними и их хозяевами. Развивая эту идею, надо сказать, что, по мнению критиков, основной мотив в большинстве работ Фрейда – это совмещение в теле человека животного начала и эмоциональной уязвимости. По его собственному признанию, Фрейд ценил в своем прославленном дедушке не его теорию психоанализа, а то, что Зигмунд Фрейд до того, как стал психоаналитиком, занимался зоологией.

Посетители выставки любуются на “Спящую на фоне ковра со львами”, 1996.
“Френсис Бэкон”, 1956-7. Здесь Фрейд использует технику non-finito эпохи Возрождения. Портрет намерено не закончен, чтобы показать, как работа создавалась.

В зале “Мощь” висят картины, изображающие влиятельных современников Фрейда. Тут можно увидеть лики финансиста и девелопера, известного арт-дилера и бывшего президента Национальной галереи лорда Ротшильда.

“Мужчина на стуле (Джекоб Ротшильд, четвертый барон Ротшильд)”, 1989.

Отдельного упоминания заслуживает висящий здесь официальный портрет королевы Елизаветы II, над которым художник работал с мая 2000 года по декабрь 2001. Он совсем небольшого размера. Лицо монарха властное, мясистое, как бы слеплено из пластилина. Среди десятков официальных портретов скончавшейся в сентябре 2022 года королевы этот, определенно, самый необычный.

“Джон Минтон”, 1952.

В зале “Художник и его мастерская” показаны работы, в которых Фрейд делает в той или иной степени акцент на процесс своего творчества. На полотне “Художница и его модель” 1986-7 годов художница Селия Пол задумчиво изучает служащего ей моделью обнаженного художника Ангуса Кука. На полу валяются тюбики с краской, на один из них она наступила босой ногой и из него выходит краска. На других полотнах стены арт-студии Фрейда пестрят по той причине, что он имел привычку вытирать о них кисти.

Автопортрет 2002 года. Фрагмент. Художник счищал лишнюю краску с кистей об стену. Отсюда такой пестрый задний план на его автопортрете.

Последний зал называется “Плоть”. Тут все посвящено человеческим телам, почти во всех случаях в неприглядном виде. Это касается и автопортрета художника в полный рост. На полотне ему 71 год, он совершенно гол, в одной руке держит палитру, в другой – мастихин. Кстати, жирные мазки на поздних работах Фрейда результат того, что он вместо мягких кистей беличьего волоса использовал для нанесения краски на холст кисти из свиной щетины.

“Королева Елизавета II”, 2000-1.
Люсьен Фрейд рисует королеву.


Подробности о выставке:
https://www.nationalgallery.org.uk/exhibitions/the-credit-suisse-exhibition-lucian-freud-new-perspectives

“Живописец за работой. Отражение”, 1993.