Cart

К БЕРНАРДУ ШОУ НА ОГОНЕК, 1

Фотопортрет Шоу работы Юсуфа Карша.

Добраться на машине до дома-музея драматурга, острослова и социального реформатора Бернарда Шоу очень просто: надо покинуть Лондон в северном направлении по шоссе М1. Чуть попетляв по сельской местности графства Хартфордшир вы окажетесь в деревушке Эйот-Сент-Лоренс (Ayot St Lawrence). Здесь нужно найти зеленые металлические ворота над которыми дугой большими буквами значится: Shaw’s Corner или «Уголок Шоу».

Ворота, ведущие в “Уголок Шоу”.

Существует фотография, где вот перед этими самыми воротами собрались жители деревни и ждут Шоу, чтобы поздравить его с девяностолетием. В этом «Уголке» автор «Пигмалиона» прожил 44 года, написал значительную часть своих произведений и здесь же похоронен. После удачной женитьбы на ирландке-миллионерше Шарлотт (Charlotte Payne-Townshend) он смог себе позволить приобрести этот дом.

Общий вид “Уголка Шоу”.

Начнем по порядку. По гравийной дорожке от парковки мы подходим к дому, построенному в стиле аrts-and-crafts — «искусства-и-ремесла» — это британский эквивалент движения ар-нуво. Дом был возведен в 1902 году местным приходским священником, который вскоре решил, что для его семьи дом великоват и начал сдавать его в аренду. В 1906 году чета Шоу арендовала дом, а в 1920, когда он был выставлен на продажу, купила. Правда Шоу до конца жизни оставлял за собой лондонскую квартиру на площади Fitzroy Square, там сегодня висит мемориальная доска, повествующая об этом. На входной двери в «уголок» установлен бронзовый дверной молоток в виде головы Шоу в шляпе, а под молотком надпись «Человек и сверхчеловек» — так называется одна из его пьес.

Дверной молоток на входной двери.

Драматург дружил с основателем движения «искусства-и-ремесла», Уильямом Моррисом, который неоднократно в этом доме гостил. Занавески на окнах, портьеры, трость для прогулок и многое другое сделаны либо по рисункам Морриса, либо его ремесленной артелью. Моррис был на 20 с лишним лет старше и оказывал на молодого Шоу большое влияние. Благодаря ему тот стал посещать собраниях движения, вступил в немарксистское социалистическое Фабианское общество. Позднее вошел в состав райсовета лондонского квартала Сент-Панкрас, и, благодаря его реформаторскому пылу, в городе был открыт первый женский туалет — через 30 лет после первого мужского!

Коллекция шляп Шоу.

В прихожей сразу бросается в глаза вешалка для шляп. Для каждого рода деятельности у Шоу был свой головной убор, зачастую изготовленный специально для него: шляпа пасечника с самодельной вуалью, автомобилиста, шахтера — чтобы пилить и колоть дрова, специальная шляпа для визитов в Лондон. Одна из его служанок как-то рассказала, что этот оригинал носил шерстяные шляпы летом и соломенные — зимой.

Тут же в прихожей стоит компактное пианино, сделанное тоже в стиле «искусства-и-ремесла». Мать Шоу была преподавательницей музыки и пения, а он подрабатывал в молодости музыкальным критиком и самостоятельно научился играть на пианино. В 1930-х годах и позднее жена Шарлотт часто болела. Прихожая находилась как раз под её спальней, и пианино установили здесь, чтобы у Бернарда была возможность радовать её музыкой. Надо сказать, что Шарлотт тоже была политической активисткой, боролась за права женщин и была членом Фабианского общества. Их брак был платоническим, детей у пары не было. После смерти Шарлотт в 1943 году он подарил эту усадьбу нации — Национальному фонду, но оставил за собой право жить здесь до своей кончины. И, кстати, перевез сюда многие ценные вещи и произведения искусства из своей лондонской квартиры, которую продал.

В шахтерской кожаной шляпе, повернутой козырьком назад, Шоу пилил и колол дрова. Для каждого рода деятельности у него были разные головные уборы.

В столовой, где стоит тахта, на которой Шоу провел свои последние дни, любуясь садом, на каминной полке в ряд стоят фотографии кумиров Шоу. Среди них Махатма Ганди, Владимир Ленин, Феликс Дзержинский и Иосиф Сталин, а также его собрат по перу норвежец Генрик Ибсен. Тут же фотография дома в Дублине, в котором драматург появился на свет. Бернард Шоу был одним из первых западных деятелей культуры, встретившихся со Сталиным и очень наивно, а некоторые считают преступно наивно, относился к кровавым событиям в стране Советов. Так, он открыто оправдывал показательные процессы 1930 годов, называл Голодомор фикцией, за что его до сих пор не жалуют в Украине.


Шоу покинул столицу Ирландии в двадцатилетнем возрасте и впервые ступил на родную землю лишь 30 лет спустя, и то по настоянию жены. Этот высокий сухощавый ирландец с огненно-рыжей шевелюрой, густыми бровями, непременными усами и бородой, своего ирландского происхождения не стыдился, но и не настаивал, что оно имеет для него большое значение. Возможно по той причине, что старался забыть детство, называя его «каторгой». Тем не менее ирландский акцент следовал за Шоу всю его жизнь.


Подробности:
https://www.nationaltrust.org.uk/visit/essex-bedfordshire-hertfordshire/shaws-corner/visiting-the-house-at-shaws-corner


…окончание следует…