Cart

КИНОИНДУСТРИЯ ПОД ЗОНТИКОМ, 2

…продолжение…

В парадном зале колледжа Крайстчёрч Оксфордского университета проходили съемки первых фильмов о Гарри Поттере. Позднее этот зал был воссоздан в съемочном павильоне Warner Bros.

Значение британской столицы в мировой кинематографии трудно переоценить. Здесь родились и выросли Чарли Чаплин и Альфред Хичкок, жили и работали Стенли Кубрик, Родни Скотт, Вуди Аллен, Вивьен Ли, Лоуренс Оливье, Питер Гринуэй. Здесь появился на свет и обитает – когда он не в командировках – Джеймс Бонд. Роль Лондона как киноплощадки обусловлена и изобилием связанных с ним литературных произведений: где как не здесь надо экранизировать Шекспира, Диккенса, Теккерея, Джейн Остин и Голсуорси? А в последние годы лондонские эпизоды “Абатства Даунтон” и “Белгравии”, созданные по по сценариям Джулиана Феллоуза.

Мемориальная доска на доме 153 Cromwell Road, где жил Альфред Хичкок в свою бытность в Лондоне.

Нервный сгусток британской киноиндустрии и кинопроката – это Лестер-сквер в Сохо. На эту небольшую площадь, в центре которой стоит памятник Чарли Чаплину, выходят 4 многозальных кинотеатра, где проходят все кинопремьеры британской столицы, и где вручают самую престижную кинопремию страны – БАФТА (BAFTA, Британской академии кино и телевизионных искусств); здесь же находится «эпицентр» проходящего каждый год в ноябре Лондонского кинофестиваля, мало чем уступающего Каннскому и Венецианскому.

Золотая маска – знак премии Британской академии кино и телевизионных искусств БАФТА. Здесь: вручение премии радио- и телеведущему Полу Гамбаччини (он слева).
В первом фильме франшизы «Джонни Инглиш» (Johnny English) здание лондонской франко-масонской ложи выполняет роль секретной службы МИ-7, где работает тайным агентом Роуэн Аткинсон-Инглиш. В одном из эпизодов “Пуаро” (Poirot) с Дэвидом Суше – советского посольства.

На некоторых кинолентах британская столица мелькает вскользь – как, скажем, в «Пятом элементе» Люка Бессона (Fifth Element, 1997) – только в эпизоде, где действие происходит в зале Королевского оперного театра на Ковент-Гардене. В других фильмах Лондон – главная сцена происходящего. Перечислим лишь несколько из таких широко известных блокбастеров: вудиалленовский «Матч-пойнт» (Match Point, 2005), «Джонни Инглиш» с Роуэном Аткинсоном (Johnny English, 2003), «Рыбка по имени Ванда» (Fish Called Wanda, 1988), «Карты, деньги, два ствола» (Lock, Stock and Two Smoking Barrels, 1998), «О, счастливчик!» (O, Lucky Man! 1973), «Уимблдон», (Wimbledon, 2004), «Основной инстинкт 2» (Basic Instinct 2, 2006), «С широко закрытыми глазами» (Eyes Wide Shut, 1999), «Мой мальчик» (About a boy, 2002), «Код да Винчи» (The Da Vinci Code, 2006)… Виды Лондона мелькают в фильмах «Битлз» – «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night, 1964) и «На помощь!» (Help! 1964), в многочисленных сценах киноэпопеи про мальчика-мага Гарри Поттера – достаточно напомнить, что и в книгах Роулинг, и в фильмах Гарри отправляется в школу магов Хогворс с реального лондонского вокзала Кингс-Кросс, но с нереальной платформы 9 ¾ .

Мост Ватерлоо сегодня: на нем женщина, которую играет Вивьен Ли, с горя бросается под машину.

В некоторых фильмах в фокусе один-единственный район города, как в «Ноттинг-Хилле» (Notting Hill, 1999) или в «Паспорте в Пимлико», (Passport to Pimlico, 1949) – комедии, где один из лондонских кварталов объявляет независимость! В других в центре внимания одна улица – «Чаринг-Кросс-роуд, 84» (84 Charing Cross Road), или площадь – «Соловей пропел на Баркли-сквер» (A Nightingale Sang in Berkeley Square^ 1979), или даже отдельно взятый мост – «Мост Ватерлоо» (Waterloo Bridge, 1940). Причём в последнем случае подразумеваются не один, а сразу два моста Ватерлоо. Дело в том, что в фильме, поставленном по пьесе Роберта Шервуда, речь идёт о Первой мировой войне, однако снят был мост, построенный в начале Второй мировой, так называемый «женский» (его строили рабочие-женщины, когда мужчины были на фронте). Именно на этом «втором» мосту Ватерлоо бросается под машину отчаявшаяся женщина, которую играет Вивьен Ли. Мост, который должен был фигурировать в фильме, был снесён в 1934, до начала съёмок.

На Лестер-Сквер, как в Голливуде, в мостовой есть копии отпечатков ладоней актеров, которые устанавливают после премьер фильмов. В данном случае это “рукоподпись” Рэйфа Файнеса после премьеры “Странных дней” (Strange Days, 1995).

Иногда Лондон выступает в крайне необычных для себя амплуа – как, скажем, в роли Вьетнама в фильме Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка» (Full Metal Jacket, 1987) – фильм снимался на заброшенном газовом заводе в старом лондонском порту, в Доклендс, пальмы были привезены из Испании. После взрывов, потребовавшихся для съёмок, весь газовый комплекс пришёл в полную негодность.


…окончание следует…