Cart

ИМПРЕССИОНИСТЫ НА БУМАГЕ

«Женщина с вуалью», Огюст Ренуар, 1877-79. Пастель и цветные мелки на веленевой бумаге.

В картинных галереях обычно висят полотна написанные маслом, правда? Так было и есть со времен раннего Ренессанса, начиная с изобретателей масляных красок братьев-фламандцев Губерта и Яна ван Эйков. Позднее появление на рынке масляных красок в тюбиках в 1840-х годах произвело революцию в живописи, у художников появилась возможность рисовать на пленэре, на природе. Исчезла необходимость смешивать краски в студийной обстановке и живописать тут же, пока краски не высохли. Как заметил Огюст Ренуар: «Без красок в тюбиках не было бы того, что журналисты позднее стали называть импрессионизмом».

«Пробуждение», Федерико Дзандоменеги, 1895. Пастель на бумаге. Прекрасный пример непринужденной позы и нестандартного ракурса.

Примерно в это же время были созданы многие другие художественные материалы, позволяющие художникам, готовым к эксперименту, открывать новые горизонты. Речь идет о различных промышленного производства видах бумаги, таких как вержированная, бумага с шероховатой поверхностью и различных видах картона. В продаже появились угольные карандаши, наборы мелков и пастелей, тысячи новых искусственных красителей, различные виды синтетических чернил. И произведения искусства, созданные этими новыми средствами, заняли достойное место в картинных галереях, на выставках, в общественных и частных коллекциях. Именно этому феномену и посвящена открывшаяся в конце ноября в Королевской академии (RA) экспозиция «Импрессионисты на бумаге: от Дега до Тулуз-Лотрека». Здесь представлено примерно 80 работ импрессионистов и постимпрессионистов, работавших в этом новом жанре.
Обычно подобные работы чувствительны к свету, их хранят в специальных шкафах. Чтобы на них полюбоваться, надо договорится заранее с работниками той или иной галереи. Это объясняет почему на экспозиции RA все непривычно затемнено.

«Женщина у окна», Эдгар Дега, 1870-71. Масляная краска, разведенная в скипидаре на бумаге. Дега любил использовать эту гибридную технику, поскольку текучесть такой эссенции позволяла ему работать кистью. Хороший пример авангарда в использовании художественных материалов.

Импрессионисты первыми сделали рисунок, который до того считался лишь предварительным эскизом перед началом работы маслом, автономным, самодостаточным жанром. Упоминание Дега и Тулуз-Лотрека в названии выставки не случайно: именно эти двое в значительной степени работали на бумаге.

«Портрет Изабель Ламберт», Берта Моризо, 1885. Пастель на бумаге. Моризо была одной из основательниц движения импрессионистов, для нее характерны глубоко психологические женские портреты.

Но кроме них на новой экспозиции RA представлены произведения такого рода многих других, среди них Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Берта Моризо, Клод Моне, Огюст Ренуар и Мэри Кассат. Есть тут работы и менее известных художников, близких к кругу импрессионистов, которых тем не менее можно поставить в первый ряд именно благодаря их рисункам. В этой связи надо упомянуть Джузеппе де Ниттиса, Еву Гонсалес, Федерико Дзандоменеги и Жан-Луи Форена.
Если художники-импрессионисты работая маслом старались передать игру света, ощущение свежести и прозрачности воздуха, то для рисунков скорее характерны необычные позы людей и нестандартные ракурсы изображаемого. Выставка RA это прекрасно иллюстрирует.
Надо отметить, что раскованность в изобразительных средствах, свойственная работам на бумаге, позднее, в XX веке, привела к созданию других новаторских направлений в искусстве, таких как абстрактный экспрессионизм. Так капельная живопись (дриппинг) яркого представителя этого движения Джексона Поллока как раз уходит корнями в изыскания импрессионистов и их последователей в области новых материалов и техник в конце XIX века.

«Горшки с цветами», Поль Сезанн, 1885. Акварель по графиту на вержированной бумаге.

Выставка Королевской академии продлиться до 10 марта 2024 года.


Подробности:
https://www.royalacademy.org.uk/exhibition/impressionists-on-paper

«Фортификации Парижа и дома», Винсент Ван Гог, 1887. Здесь художник использовал графит, мел, акварель и гуашь. Смелая комбинация.
«Невеста», 1879, Ева Гонсалес. Пастель на холсте.
«Сборщик колосьев», Жорж Сера, 1882. Черный пастельный мелок по мазкам графита на бумаге.
«Портрет Мари-Терезы Гейар», Мэри Кассатт, 1894. Пастель на бумаге. Американка Кассатт примкнула к движению импрессионистов в 1877 году по приглашению Дега. Она особо увлекалась использованием пастели. На этом рисунке легко увидеть различные виды пастельного штриха. Большинство работ на выставке прибыли из европейских коллекций, где Кассатт почти не представлена, большинство ее работ находятся в Америке. Присутствием этой работы организаторы особо гордятся.
«Портрет Ван Гога», Анри Тулуз-Лотрек, 1887. Пастель. Тулуз-Лотрек редко использовал масляные краски, гораздо чаще другие материалы, упомянутые в этой заметке.
“Танцовщицы на скамье”, Эдгар Дега, 1898, пастель на восковой бумаге.
“Утесы Этрета”, Клод Моне, 1885, пастель на веленевой бумаге.