Cart

ЖИВОПИСЕЦ, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

«Святые Зенон и Иеремия», деталь иконостаса церкви Санта Тринита в Пистое, 1455-60. Пезеллино, Фра Филиппо Липпи и мастерская.

В Национальной картинной галерее Лондона (NG) обычно два раза в год проходят большие выставки и пять-шесть малых, ограничивающихся одним залом или даже одной картиной, часто галереей недавно приобретенной. В декабре 2023 года открылась именно одна из таких «камерных» экспозиций. Она посвящена малоизвестному флорентийскому художнику раннего Возрождения Франческо ди Стефано по прозвищу Пезеллино. Как, вы про такого не слышали? Признаться до этой выставки я тоже о нем не слышал. Это первая в истории ретроспектива работ художника, проходящая через 600 лет после его рождения!

«Ангел», деталь иконостаса церкви Санта Тринита в Пистое, 1455-60. Пезеллино, Фра Филиппо Липпи и мастерская.

Пезеллино как бы заполняет промежуток между двумя великими флорентийцами — священником-живописцем Фра Филиппо Липпи и его учеником Сандро Боттичелли. Причем последний также обрел известность лишь в XX веке, настолько его веками затмевали гиганты высокого Ренессанса: Тициан, Микеланджело, Леонардо и Рафаэль. Пезеллино часть своих недолгих лет на Земле учился, а позднее работал в мастерской Липпи, поэтому неудивительно, что над некоторыми работами, представленными на выставке NG, они трудились вместе.
Одним из поводов организации этой малой ретроспективы стало приобретение Национальной галереей в 2000 году двух панелей Пезеллино почти двухметровой длины каждая: «История Давида и Голиафа» и «Триумф Давида». Считается, что они были написаны для украшения кассоне — свадебных сундуков, в которых хранилось приданое флорентийской невесты. Причем есть все основания полагать, что сделаны они были по заказу самой влиятельной семьи города — банкиров Медичи. Каждое из двух изображений выполнено темперой на доске — техника предшествовавшая маслу и холсту. Обе эти работы можно назвать эпическими и создающими своеобразный мультипликационный эффект, что характерно для непрозрачной и быстро сохнущей темперы.

«Триумф Давида», деталь. Юный Давид держит в руке голову Голиафа.

Картины изобилуют мельчайшими искусно выписанными деталями, и галерея снабдила желающих рассмотреть все подробности увеличительными стеклами. Пезеллино разместил на этих двух панелях десятки людей и животных, порой весьма экзотических. Одних лишь лошадей в самых разных ракурсах можно насчитать с полсотни. Обе работы представляют из себя пиктограммы, то есть рассказы в картинках. Если следовать взглядом слева направо вдоль «Истории Давида и Голиафа», можно среди толп сражающихся иудеев и филистимлян увидеть, как юноша Давид сначала присматривает за стадами своего отца. Далее на той же панели он прибывает в лагерь царя Саула и видит, что войско иудеев почти разбито, а бородатый великан Голиаф вызывает на бой представителя иудеев, чтобы в одиночном поединке завершить победу над ними. А вот Давид подбирает камни из ручья, в следующем эпизоде метает камень из пращи в великана, и у того изо лба уже сочится кровь. А вот наш герой склонился над телом поверженного врага и отрезает ему голову. И это все только первая панель.

«Триумф Давида», 1445-55.

Другая, «Триумф Давида» изображает парад победы, одержанной над филистимлянами. Процессия израэлитов приближается к стенам Иерусалима, подозрительно напоминающего средневековые итальянские города.

«История Давида и Голиафа». Давид пасет стада отца, и на этой же панели подбирает камни, чтобы метать в Голиафа.

Тут же рядом видеоролик наглядно демонстрирует при затемнении, сколько сусального золота и серебра Пезеллино использовал для украшения этих двух работ: блестят одежда и головные уборы людей, уздечки лошадей, боевые трубы, шатры воинов и латы Голиафа.

«История Давида и Голиафа», Давид метает камень из пращи, а у Голиафа на лбу уже проступает кровь. Два последовательных события в одном изображении.

Франческо ди Стефано появился на свет примерно в 1422 году. Его дедушка был респектабельным художником, который занимался изготовлением флагов и рисованием гербов. У деда было прозвище Пезелло — «горошина» и поэтому внук-ученик Франческо получил по наследству уменьшительное имя Пезеллино, то есть «крошечная горошина». Правда есть еще другая версия значения этого слова. На флорентийском слэнге pesselo также означало «маленький половой член».

«Триумф Давида», на поводке ведут гепарда. Во Флоренции XV века гепарды использовались для охоты.

Вскоре Франческо стал превосходить своего учителя и завоевал высокую репутацию во флорентийском мире искусства, так что его вскоре заметили и могущественные Медичи, и папа римский Николай V.

Пример того, как Пезеллино использует на панели «Триумф Давида» золотую и серебряную фольгу для украшения одежды и создания эффекта игры света, причем как точечным вкраплением драгоценных металлов, так и созданием поверхностей с различными формами гравировки.

Национальная галерея преподносит панели «История Давида и Голиафа» и «Триумф Давида» как вершину творческих достижений Пезеллино; обе работы написаны незадолго до его смерти. Но ими выставка NG не ограничивается. Большинство ранних картин художника небольшого формата — помимо всего прочего он был мастером миниатюры, а также иллюстрировал иллюминированные рукописи, в том числе по заказу Ватикана.

«Мадонна с ребенком», около 1450 года. Эта картина Пезеллино стала образцом для подражания для нескольких поколений итальянских живописцев. Обратите внимание как мадонна ласково поглаживает щеку ребенка. А сам ребенок в отличии от многих других подобных икон выглядит пропорционально сложенным пухлым дитятей. Эта работа прибыла в NG из Лиона, Франция.

После ранней смерти Пезеллино в возрасте 35 лет во время эпидемии чумы, его работы еще долго оставались образцом подражания для последующих поколений флорентийских художников. А потом цивилизованный мир о нем на несколько веков забыл. Данная экспозиция главной британской галереи европейского искусства пытается показать, что напрасно.


Выставка продлится до 10 марта 2024 года.
Подробности:
https://www.nationalgallery.org.uk/exhibitions/pesellino-a-renaissance-master-revealed