Cart

ДЕМИУРГ СОВРЕМЕННОСТИ, 2

…окончание…

Роджерс и Фостер в Йельском университете в 1962 году. Друзья и соперники. По возвращению из Америки они вчетвером вместе со своими подругами создали архитектурное бюро Team 4, просуществовавшее лишь несколько лет. Как считается, одна из причин, почему их творческие пути разошлись, была в том, что Фостер увел у Роджерса подругу Венди и женился на ней.

Тут уместно упомянуть разницу в стилях работы двух выдающихся архитекторов, которых вместе с Ренцо Пьяно следует считать создателями архитектурного стиля хай-тек – модернизма в брутальном стиле с использованием футуристических материалов. В   архитектурных мастерских обоих я бывал и не один раз. Бюро Нормана Фостера – это огромный зал, где работает человек 350 архитекторов и еще человек 150 вспомогательного персонала: инженеры-строители, компьютерные чертежники,  расчетчики, изготовители макетов. Есть тут длинный мезонин с залами для деловых встреч и переговоров. Царит атмосфера большого производственного предприятия. У Роджерса обстановка гораздо более интимная, камерная, демократичная, штат значительно меньше. Фостер придерживается авторитарного стиля работы. Когда один из его руководителей проектов Кен Шаттелворт в интервью сказал, что проект “Огурца” (Gherkin) в лондонском Сити спроектировал он, Фостер его сразу выбросил на улицу. Когда же строилась по соседству “Терка для Сыра” (Cheese Grater) Роджерса всем было дано понять, что проектом руководил его партнер Грэм Стерк. У меня такое ощущение, что Rogers Stirk Harbour лучше вписывает свои проекты в окружающую городскую среду, в то время, как Фостер старается всем показать, что его творение гораздо важнее всего, что его окружает.  

И Роджерс и Фостер уже не один год были на ножах с принцем Чарльзом, презрительно относящемуся к архитектурному модернизму и непрестанно критиковавшему их проекты. Когда главный наследник на британский престол попытался с помощью тайных махинаций заблокировать огромный проект жилищного строительства в Челси Ричарда Роджерса, группа ведущих современных архитекторов, в в числе которых были Жак Херцог, Пьер де Мерон, Заха Хадид, Норман Фостер и Франк Гери, подписала письмо протеста против оказания Принцем уэльским незаконного нажима на заказчиков из Катара. Депутат парламента либерал-демократ Норман Бейкер призвал принца “заниматься только перерезанием ленточек”.

Мне, как лондонскому гиду, интересно было наблюдать за соревнованием двух гигантов от архитектуры в лондонском Сити. Вот Роджерс создает штаб-квартиру страховой биржи Ллойдс. Фостер по соседству строит свой “Огурец”, а вплотную к зданию Ллойдса свой трехступенчатый “Рыбий хвост”, который имеет форму вогнутого зеркала и, соответственно, карикатурно отражает здание Ллойдса. Роджерс не уступает и возводит вблизи “Огурца” “Терку для сыра”, которая временно становится самым высоким зданием Сити.  Другой пример: Фостер выигрывает конкурс и накрывает огромным баранкообразным куполом внутренний двор Британского музея. Как вы думаете, кто через несколько лет получает заказ на строительство нового корпуса Британского музея с главным выставочным залом и хранилищем артефактов, который обслуживают лифты, способные поднимать древнеегипетских сфинксов?

Ко всему этому надо добавить, что на следующий день после смерти Роджерса Норман Фостер помещает на сайте своей архитектурной фирмы очень трогательное и теплое прощание со своим старым другом и соперником:

https://www.fosterandpartners.com/news/archive/2021/12/norman-foster-a-tribute-to-richard-rogers/
Купол тысячелетия, созданный по проекту Роджерса в Северном Гринвиче, представляет из себя круглый крытый гигантский ангар; белое сферическое покрытие из пластика висит на 12 желтых ажурных металлических мачтах. Общая площадь этого необычного строения равна двум футбольным полям.

Другой большой лондонский проект Роджерса, о котором следует рассказать – это Купол тысячелетия (сегодня O2 Arena), ставший причиной крупного скандала после того, как стало известно, что вместо запланированных 40 миллионов фунтов на него было потрачено 750 миллионов из государственного бюджета. Роджерсу запретили делать какие-либо оправдательные заявления на публике, из-за чего он очень переживал. На его счастье, несколько лет спустя то, что изначально планировалось как  нелепый выставочный комплекс, в итоге было преобразовано во впечатляющий зал мирового класса для проведения поп-концертов. Королева и тогдашний премьер-министр Тони Блэр в окружении важнейших людей королевства встречали под Куполом новое тысячелетие. Гринвичский нулевой меридиан проходит через самый центр Купола.

Комплекс вискикурни Макаллан, возведенный по проекту Rogers Stirk Harbour в 2019 году, получил статус лучшего нового здания, построенного в Шотландии.
Один из крупнейших проектов фирмы Роджерса – Четвертый терминал мадридского аэропорта Барахас.
В 2015 году мужской журнал GQ включил Роджерса в список 50 наиболее стильно одевающихся джентльменов Великобритании.

PS. Берусь проводить экскурсии по лондонским объектам Роджерса. Кроме упомянутых нескольких зданий в Сити и Купола тысячелетия, мастерская Roger Stirk Harbor построила в Лондоне здание Четвертого канала британского телевидения, самый дорогой жилой дом мира One Hyde Park, жилые комплексы в квартале развития Buttersea, рядом с галереей Тейт-Модерн и в Канарской верфи, Пятый терминал аэропорта Хитроу, новое здание LSE (Лондонской высшей школы Экономики), штаб-квартиру сети Маркс-и-Спенсер в Paddington Waterside. Нам будет на что посмотреть.