Cart

ДЕМИУРГ СОВРЕМЕННОСТИ, 1

Мне посчастливилось несколько лет назад посетить архитектурную фирму Rogers Stirk Harbour + Partners и встретиться с Ричардом Роджерсом. Он тогда в свои 85 лет выглядел немного хрупким, спокойным, улыбчивым и совершенно здоровым. Какая благородная старость, подумал я.  

Некоторые люди, уходя из жизни, стараются не оставить после себя следов, даже углеродных. Однако то, что оставил после себя этот человек, невозможно переоценить – десятки, если не сотни знаковых зданий, возведенных в разных странах мира. Его физическое и визуальное присутствие в этом мире было закреплено десятками титулов и наград. И его некрологу посвящен разворот лондонской газеты The Times, чего я не видел с тех пор, как скончалась в 2013 году Маргарет Тетчер. Речь идет об ушедшем из жизни в декабре 2021 года в возрасте 88 лет важнейшем архитекторе современности, пионере стиля хай-тек Ричарде Роджерсе, Бароне Роджерсе Ривесайда.

Я хотел бы опустить здесь рассказ о его рождении во Флоренции в лоне англо-итальянской семьи, о бегстве Роджерсов из Италии Муссолини в Лондон в 1938 году, о том, что в школьные годы будущий зодчий страдал дислексией и в 14 лет погрузился в депрессию, поскольку считал себя непроглядно тупым, о том, как он получал степень магистра вместе с Норманом Фостером и первой женой Рут в Америке, в Йельском университете. Для этого у моего бесценного читателя есть множество других источников. Я хочу сразу перейти к  архитектурной карьере маэстро.

Первым большим прорывом Ричарда Роджерса была его победа вместе с итальянцем Ренцо Пьано в 1971 году в конкурсе на строительство Центра современного искусства Жоржа Помпиду в Париже. Два молодых хипстера в джинсах, не французы, получили заказ, обойдя 680 других конкурсантов. Те, кто знаком со склонностью французов к протекционизму, не может этому факту не поразиться. Так к 1977 году на месте огромной стоянки автомобилей в квартале Бобур у станции метро Rambuteau был возведен ощетинившийся вантами и трубами индустриального вида комплекс, который остряки сразу прозвали “нефтеперегонным заводом”.  

Парижский центр современного искусства имени Помпиду. В интервью Роджерс признавался, что его любимой игрой в детстве был конструктор из железа Meccano, и это легко увидеть во многих его проектах. Разными цветами он выделял различные структурные части здания, скажем, несущая конструкция у него белая, вентиляция синяя и так далее. В итоге здание смотрится как гигантское сооружение из детского конструктора.

В одном из интервью Роджерс поведал любопытную историю. Как-то он под дождем у Центра Помпиду любовался своим творением. Стоящая рядом вежливая парижанка спросила его что он думает об этом здании. Когда он признался, что построил Центр, она огрела Роджерса зонтиком по голове.

Сегодня этот “Нефтеперегонный завод” – одна из самых любимых и посещаемых достопримечательностей Города света. Но совсем не так было в 1970-х. В карьере Роджерса наступило затишье. “Люди думали, что все, что мы можем – это построить еще один Центр Помпиду, а в этом нужды ни у кого не было, – вспоминал Роджерс. 

Затишье продолжалось недолго. В 1978 году созданная им мастерская Rogers Stirk Harbour одержала победу в конкурсе на строительство нового здания страхового и перестраховочного рынка Ллойдса в лондонском Сити.

Здание “шиворот навыворот” страховой биржи Ллойдс.

Новая модернистская и футуристическая башня была облицована сталью с лифтами, туалетами, коммуникациями и вентиляционными трубами наружу для того, чтобы создать максимум пространства внутри без каких-либо внутренних опор и перекрытий. Этот подход Роджерса получил название bowelism, “шиворот-навыворотизм”. Новый Ллойдс смотрелся меж окружающих его банков и бирж из светло-серого портлендского камня примерно как Буба Касторский в пестром пиджаке  и соломенной шляпке среди джентльменов в строгих костюмах и шляпах-котелках.  В 2011 году комплекс Ллойдса был признан важнейшим послевоенным сооружением Лондона и получил статус архитектурного памятника первой категории, то есть был приравнен к Вестминстерскому аббатству или зданию Парламента.

Ричард Роджерс с женой-американкой Рут, создательницей модного итальянского ресторана River Cafe. Изначально этот ресторан, построенный рядом со старым зданием Rogers Stirk Harbour, планировался как столовая для сотрудников архитектурной мастерской.

Роджерс стремился к тому, чтобы внешнему виду здание должно быть легко понять, как оно построено. Его мастерская и в наши дни окрашивает разные структурные элементы в разные цвета: скажем, несущая конструкция белая, вентиляция – синяя, внешние лифты – желтые. Эскалаторы в здании Ллойдса и “Терки для сыра” – прозрачные, так что видна работа всех шестеренок и ременных передач. Да еще все это подсвечено.

PS. Берусь проводить экскурсии по лондонским объектам Роджерса. Кроме упомянутых нескольких зданий в Сити и Купола тысячелетия, мастерская Roger Stirk Harbor построила в Лондоне здание Четвертого канала британского телевидения, самый дорогой жилой дом мира One Hyde Park, жилые комплексы в квартале развития Buttersea, рядом с галереей Тейт-Модерн и в Канарской верфи, Пятый терминал аэропорта Хитроу, новое здание LSE (Лондонской высшей школы Экономики), штаб-квартиру сети Маркс-и-Спенсер в Paddington Waterside. Нам будет на что посмотреть.

…окончание следует…