Cart

ВИКТОРИАНСКИЕ РОМАНТИКИ В ГАЛЕРЕЕ ТЕЙТ, 1

Куратор выстаки Кэрол Джакоби проводит экскурсию для прессы

В главной лондонской галерее британского искусства Тейт-Британ проходит выставка «Семья Россетти» (The Rossettis), посвященная прерафаэлиту Данте Габриэлю Россетти и его ближайшему окружению.

Данте Габриэль Россетти, «Элизабет Сиддал», 1854.

Небольшая справка. Тайное Братство прерафаэлитов (Pre-Rafaelites Brotherhood, сокращенно PRB, они этой монограммой подписывали некоторые из своих работ) основала в Лондоне в 1848 году группа студентов Королевской академии художеств. Младшему из них, Джону Эверетту Милле́, было 19, старшему — скульптору Томасу Вулнеру — 23. Кроме них в круг «заговорщиков» вошли Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант и Фредерик Джордж Стивенс, который стал хроникером братства. Основание братства было вызовом истеблишменту Королевской академии, где бытовало мнение, что вершина европейского искусства — итальянское высокое Возрождение, в первую очередь, картины Рафаэля. Прерафаэлиты провозгласили своим идеалом итальянское и фламандское искусство до Рафаэля, полотна таких художников, как Ян ван Эйк, Фра Анджелико, Джованни Белинни и Таддео Гадди, знакомые молодым людям по коллекции лондонской Национальной галереи, которая тогда располагалась в том же здании, что и Академия. Прерафаэлиты начали выпускать журнал The Germ («Росток», или «Завязь»), в котором раскрывали свои взгляды. А взгляды эти были своего рода смесью медиевализма, столь популярного во всей Европе в те времена, с символизмом. Любопытно, что прерафаэлиты для экономии денег использовали в виде натурщиков друг друга, так что их портреты, портреты их друзей, жен и возлюбленных можно найти на многих их полотнах. Позднее братство выступило против плодов первой в истории промышленной революции — британской, которая, как они считали, лишила людей радости труда. Член братства Уильям Моррис основал трудовую коммуну, где члены его семьи и друзья изготавливали мебель, ковры, витражи, керамику и многое другое. Оглядываясь назад, можно сказать, что это движение способствовало развитию немарксистского социалистического движения в Великобритании, а их псевдосредневековые ремесленные работы заложили основу британского стиля «искусство и ремесла» (Arts and Crafts), он же ар-нуво, или ранний модерн.

Данте Габриэль Россетти, “Портрет Кристины Россетти”, 1866

Отец Россетти был политическим эмигрантом, революционером, бежавшим из Италии и осевшем с женой в Лондоне в 1821 году. Он дал старшему сыну второе имя Данте, поскольку был большим поклонником итальянского поэта раннего Возрождения. Мы будем называть Данте Габриэля просто Габриэлем, как звали его люди близкие. У Габриэля была старшая сестра Мария, младший брат Уильям и младшая сестра Кристина. Родители создали в семье творческую атмосферу, поощряли детей сочинять стихи и рисовать. И, как повествует выставка, о которой здесь речь, Габриэль, Кристина и жена Габриэля Элизабет, урожденная Сиддал, были центральными фигурами в движении прерафаэлитов. В затхлой поздневикторианской атмосфере Англии их жизнь была насыщена смелыми экспериментами в искусстве, жизни и любви. И хотя название выставки говорит, что она посвящена всему семейству Россетти, но Мария и Уильям лишь отдалённо причастны к прерафаэлитам, остаются на заднем плане в качестве своего рода группы поддержки.

Титульный лист «Базара гоблинов», 1865.

В первом зале рассказывается о поэзии Кристины Россетти. Посетителя встречают напечатанные крупными буквами на стенах отрывки её стихов, на полу нарисованы круги: когда вы становитесь на один из них, из динамика прямо над вашей головой начинается декламация женским голосом одного из ее стихотворений. Кристина была признанной поэтессой поздневикторианской Англии, начала публиковаться в 16 лет и оставила после себе около 900 стихотворений. Существует несколько хороших переводов ее работ на русский, в том числе её мистической поэмы «Базар гоблинов» (Goblin Market). На одном из стендов выставки лежит первое издание «Базара» с иллюстрациями Габриэля.

…окончание следует…

Элизабет Сиддал в роли утопленницы Офелии на картине Джона Эверетта Милле́, 1851-1852.

Подробнее о выставке:

https://www.tate.org.uk/whats-on/tate-britain/the-rossettis

Переводы нескольких стихотворений Кристины Россетти:

https://magazines.gorky.media/inostran/2005/9/ya-otdala-by-slovo.html

Художественный телесериал BBC в 6 сериях о прерафаэлитах “Отчаянные романтики” (Desperate Romantics) весь есть на youtube. Вот ссылка на первую серию: