Cart

ВЕЧЕР ЗА ВЕЧЕРОМ 70 ЛЕТ ПОДРЯД

Когда что-либо легко доступно, то не торопишься этим воспользоваться. Я прожил в Лондоне более 30 лет прежде чем первый раз посмотреть “Мышеловку” по Агате Кристи в театре St Martin’s. Эта пьеса по данным книги Гиннеса держит абсолютный рекорд мира по продолжительности пребывания на сцене. В этом месяце исполняется ровно 70 лет как состоялась её премьера!


При входе в театр в фойе висит цифровое табло, показывающее, какое по счету представление дается в этот вечер. Зрители любят рядом с этим табло фотографироваться, фиксируя таким образом факт своей причастности к чему-то большому. На мою долю выпало 27510-е. Сент-Мартин – один из самых маленьких театров лондонского Уэст-Энда. Он очень уютный. Пьеса продолжается долгие 2.5 часа с коротким перерывом между двумя действиями. Язык “Мышеловки” немного старомодный, четкий и понятный, не случайно преподаватели всего мира используют пьесу как учебное пособие по английскому языку.


Сюжет для Кристи типичный: группа персонажей оказывается отрезанной от большого мира, будь то круизный корабль, островок с одной единственной усадьбой или вагон поезда, как в «Убийстве в Восточном экспрессе». И вот совершается преступление. Круг подозреваемых четко очерчен. Случайно тут как тут оказывается детектив-любитель: мисс Марпл, Эркюль Пуаро, Томми и Таппенс или полицейский детектив Троттер, как в случае пьесы, о которой здесь идет речь. После этого королева детективного жанра начинает играть в кошки-мышки с читателем, подсовывая ему всевозможные улики, сведения о героях, их поступках и о ходе расследования. В конце повествования детектив неизменно собирает всех участников вместе и эффектно раскрывает тайну преступления. Братья Стругацкие в своем “Отеле “У погибшего альпиниста” позаимствовали у старушки Кристи эту схему, правда с фантастическим поворотом в самом конце повести.

Но вернемся к “Мышеловке”. Содержание её такое: в только что открывшуюся маленькую гостиничку в графстве Беркшир под Лондоном съезжаются гости. Идет снег, гостиница завалена им так, что на машине не подъедешь. После звонка из местной полиции туда прибывает на лыжах сержант Троттер, поскольку именно сюда ведут следы совершенного накануне в Лондоне убийства. Обязанность Троттера – предотвратить новые преступления и найти преступника среди пятерых гостей и двух хозяев гостиницы. Чтобы Троттеру было не скучно, вскоре убивают одного из постояльцев. Дальше пересказывать сюжет не буду даже под пытками. Тем более, в конце пьесы в каждом спектакле один из актеров обращается к зрителям с просьбой не разглашать «кто убил”. В наше время, спасибо Гуглу, это легко проверить, но зачем же себе и другим портить удовольствие? К слову говоря, у единственного внука Кристи, Мэтью, был конфликт с Википедией как раз на почве обнародования концовки. (Все доходы от постановки были подарком ему от бабушки на девятилетие!)


Агата Кристи написала 16 пьес, две из них идут сейчас на лондонских сценах. Вторая – “Свидетель обвинения” – её писательница считала своей самой удачной. А “Мышеловку” она не любила, написала ее по заказу на 80-летие королевы Мэри, прабабушки нынешнего короля Карла III, в 1947 году. И изначально это была радио-пьеса с названием “Три слепые мышки” – первая строка детской побасенки, известной в Англии любому ребенку. Попутно заметим, что Кристи часто использовала в названиях детские стишки и считалки. Примеры: “И никого не стало”, “Раз, два, три – пряжку застегни”, “Скрюченный домишко”.


Вот поразительный факт: известный британский режиссер Джон Вулф (“Оливер!”, “День шакала”, “Мулен Руж” и т.д.) когда-то давным давно приобрел права на экранизацию “Мышеловки”. По условиям договора, съемки можно было начать только через полгода после того, как пьеса сойдет со сцены. Вулф скончался в 1999 году, а пьеса продолжает идти, и в ближайшие годы законная киноверсия “Мышеловки” вряд ли появится. “Законная”, потому что есть две незаконные, снятые без приобретения прав: индийская (режиссер Премендра Митра, 1960 год) и советская (1990 год, режиссер Самсон Самсонов). В общей сложности в лондонской “Мышеловке” сыграли примерно 400 актеров, среди них многие известные, такие, как Ричард Аттенборо, Хью Бонневилл и Патрик Стюарт. На 50-летнем юбилее постановки пьесы в далеком 2002 году в зале присутствовала Елизавета II. Эта пьеса пережила и королеву, взошедшую на престол в год премьеры “Мышеловки” в 1952 году.


“Мышеловку” в St Martins (а до этого в расположенного рядом театре Ambassodors) за все годы в общей сложности посмотрело свыше 10 миллионов человек. Это далеко не так много, если учесть, что первую серию “Дома дракона”, продолжения “Игры престолов”, посмотрело в августе более 4 миллионов человек в одной лишь Великобритании. И не удивительно, что “кто убил” в отмечающей свой юбилей пьесе Агаты Кристи остается малоизвестным фактом.


Подробности:
https://uk.the-mousetrap.co.uk