Cart

А ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?

Трое кураторов открывают новую выставку. Слева направо: Мэри Энн Стивенс, Кристофер Риопелль и Жульен Домерк.

В лондонской Национальной картинной галерее на Трафальгарской площади в конце марта открылась выставка под названием «После импрессионизма: создание современного искусства». Здесь представлено около ста работ таких мастеров как Винсент Ван Гог, Огюст Роден, Пабло Пикассо, Кете Кольвиц, Василий Кандинский, Пьет Мондриан, Камиль Клодель и многих-многих других. Львиную долю экспозиции составляют займы из частных коллекций, которые на публике либо много лет, либо вообще никогда не выставлялись.

“Танец”, Андре Дерен, 1906 год.

Общая идея «После импрессионизма» такая: движение импрессионистов провело свою последнюю выставку в Париже в 1886 году. Импрессионисты по-существу были первыми ласточками авангарда в изобразительном искусстве, принципиального отхода от классицизма и натурализма, заданного Европе древними греками и римлянами. В последовавшие за этим три десятилетия до начала Первой мировой войны искусство Континента эволюционировало в стремительных темпах, появилось множество новых школ и направлений. Для некоторых творцов, таких как Ван Гог, Гоген и Сезанн изначальной платформой был Париж, главный центр европейского искусства с середины XIX века. Но помимо Парижа были и другие «центры ферментации», как их называют искусствоведы — Брюссель, Берлин, Барселона и Вена. Художники там намерено не отождествляли себя с Францией. Среди них Густав Климт, Эдвард Мунк и Эрик Хеккель. Если принять это во внимание, то понятно намерение организаторов показать, что происходило после импрессионизма в более широком значении, нежели один лишь постимпрессионизм. Кстати, сам термин «постимпрессионизм» впервые использовал британский искусствовед Роджер Фрай в 1906 году для описания всех форм развития французского искусства после заката движения импрессионистов.

“Пейзаж с пахарем”, Винсент Ван Гог, 1889. Из четырех вангогов, прибывших на выставку, только один из общественного музея, остальные, в том числе этот, из частных коллекций.

Некоторые из основоположников импрессионизма после 1886 года “переквалифицировались” в постимпрессионистов, среди них Огюст Ренуар (на выставке его новый стиль не представлен), Эдгар Дега и Огюст Роден. Собственно, посетителя в первом же зале встречает трехметровый гипсовый «Памятника Бальзаку» Родена. Автор «Человеческой комедии» изображен в домашнем халате — в таком виде Бальзак обычно работал, причем по ночам — рукава пустые и руки под халатом скрещены на груди, подбородок гордо задран вверх, выражение гипсового лица задумчивое.

“Грета Молл”, Анри Матисс, 1908

На выставке помимо «Бальзака», с пара десятков других скульптур: Жоржа Минне, Бернгарда Хётгера, Пабло Гаргальо и Поля Гогена среди прочих. Организаторы тем самым дали понять, что поиски идей в этом жанре столь же интересны, как и авангард двухмерный.

“Натюрморт с сахарницей, грушами и скатертью”, Поль Сезанн, 1893-4. Тут явное искажение перспективы, груши и сахарница вот вот свалятся со стола.

Экспозиция организована в хронологическом порядке. Здесь подробно рассказано об отдельных течениях той эпохи. Среди прочих отводится место группе Наби (от древнееврейского слова «пророк»), представленной полотнами моего любимого Мориса Дени, неоимпрессионизму — главные столпы этого движения пуантилисты Жорж Сера и Поль Синьяк, примитивисту Анри «таможенник» Руссо. В последнем зале висят кубистские полотна Жоржа Брака и Пабло Пикассо, а также Василия Кандинского и Пьета Мондриана, вплотную подошедших к абстрактной живописи. И на этом этапе развитию современного искусства преградила дорогу Первая мировая.

“Расчесывание волос”, Эдгар Дега, 1896.

Попутно замечу, что если бы у этой выставки вообще не было никакой концепции, на нее все равно надо было бы идти — настолько много шедевров первой величины прибыло на нее в Лондон из разных уголков Европы и Америки.

“Видение после проповеди или борьба Иакова с ангелом”, Поль Гоген, 1888 год.

Большинство полотен основной коллекции самой Национальной галереи отражают эволюцию европейского искусства от примитивных образов, предшествующих Ренессансу до позднего реализма и объемного изображаемого искусства классического, скажем Рубенса или Веласкеса. В этом смысле художники, чьи работы представлены на «После импрессионизма», двигались в обратном направлении — от реализма к двухмерности с разложением формы и цвета на составляющие в попытках произвести на зрителя новый и неожиданный эмоциональный и интеллектуальный эффект.

“Баварская деревня и поле”, Василий Кандинский, 1908 год.

Я не раз замечал, что многие люди страстно любят импрессионизм и в штыки встречают творения современных художников и скульпторов, не перестают удивляться, что за них платят баснословные деньги. В этом смысле «После импрессионизма» восполняет пробел между Моне с его окружением и нашим днем, дает возможность понять, как европейское искусство мутировало в концептуальные работы сегодняшнего дня.

“Портрет Вильгельма Уде”, Пабло Пикассо, 1910 год. Здесь кубизм Пикассо во всей своей красе. Уде был арт-дилером, коллекционером и арт-критиком.

У меня вызвало естественное удивление, что кроме одной картины Кандинского россияне не были представлены. Не было там работ ни Валентина Серова, ни Натальи Гончаровой, ни Льва Бакста, ни других участников «Мира искусства», творчество которых как нельзя лучше подходит к теме выставки. Куратор-искусствовед Жульен Домерк, рассказал мне, что когда выставка планировалась, предполагалось привести ряд произведений из российских коллекций, но этому помешала идущая сейчас война.

“Коленопреклоненная фигура юноши”, Жорж Минне, 1898 год.

Подробности о After Impressionism:
https://www.nationalgallery.org.uk/exhibitions/after-impressionism-inventing-modern-art

“Портрет Лугни-По”, Эдуар Вюйар, 1891 год.

PS: Джерри Миллер проводит экскурсии по этой выставке для малых групп.
+447754062365
www.angliskyklub.com