Cart

“АНТИЛОПА” НА ЧЕТВЕРТОМ ПЬЕДЕСТАЛЕ

Скульптор Самсон Камбалу рядом с макетом своего произведения.

В конце сентября 2022 года после отсрочки в несколько недель из-за похорон королевы, на знаменитом пустом пьедестале Трафальгарской площади Лондона появилась четырнадцатая по счету, начиная с 1999 года, скульптурная композиция: два человека в костюмах и головных уборах стоят, отвернувшись друг от друга. Это работа ваятеля из африканской страны Малави Самсона Камбалу. Таким образом он воссоздал старинную фотографию 1914 года, на которой стоят рядом белый европейский миссионер Джон Чорли и черный проповедник-баптист Джон Чилембве. Шляпа на голове Чилембве была в то время вызовом колониальным властям, поскольку носить головной убор в присутствии белого человека коренным африканцам было категорически запрещено. Через год после того, как эта фотография была сделана, Чилембве возглавил восстание африканцев против британских властей, был убит и его церковь была сожжена. Любопытно, что фигура Чилембве на пьедестале по размеру значительно больше изображения белого Джона. Смысл композиции очевиден, если учесть, что в Великобритании идет борьба с расизмом не только нашего времени, но и прошлого. Добавим, что Чилембве считается в Малави национальным героем, его изображение напечатано на денежных знаках страны и там есть праздничный день в его честь. Однако признаюсь, что мне не удалось найти информацию о том, почему композиция зовется “Антилопой”.

А какова история этого Четвертого пьедестала, почему его зовут “пустым”? Когда в 1840-х годах на месте Королевских конюшен разбивали Трафальгарскую площадь, было решено установить по ее углам четыре памятника: два пеших и два конных; конные – королям Георгу IV и его младшему брату Вильгельму IV, “королю-капитану”, другу адмирала Нельсона. Два пеших пьедестала заняли генералы -покорители Индии Напье и Хависток. Конного бронзового Георга IV установили, но вот на Вильгельма IV денег в казне не хватило. Так что более 150 лет этот четвертый пьедестал пустовал, пока в 1999 году не было решено использовать его для сменных произведений современного искусства. Заметим, что Трафальгарская площадь – одно из самых посещаемых туристами мест британской столицы и, возможно, мира. Из примерно 17 миллионов путешественников, приезжающих ежегодно в Лондон, практически каждый бывает здесь, чтобы посетить выходящую на площадь Национальную картинную галерею или полюбоваться на Колонну Нельсона и бронзовых львов, охраняющих её основание. В итоге была создана Комиссия четвертого пьедестала, а в расположенной рядом Национальной галерее стали проводить выставку-конкурс макетов предлагаемых к установке шедевров. И началось… Отметим, что после победы того или иного макета в конкурсе окончательная скульптура изготавливается так, чтобы выглядеть пропорционально размерам пьедестала.

Фотография, по мотивом которой сделана скульптура.

Вот полный список всех работ, стоявших на Четвертом пьедестале до сих пор:


1999 – Esse Homo (мраморный Иисус) Марка Уоллингера;
2000 – “Пренебрегая историей” (дерево, растущее из книги, придавившей голову) Билла Вудроу;
2001 – “Монумент” Рэйчел Уайтрид, копия Четвертого пьедестала из прозрачного пластика перевернутая вверх ногами, зеркально отражающая его;
2005 – “Алисон Лэппер беременна” Марка Куинна, пятиметровая женщина из белого мрамора с деформированными руками и ногами, и явными признаками беременности;
2007 – “Модель отеля” Томаса Шютте – нагромождение полупрозрачных цветных пластин;
2009 – “Один и другие” Энтони Гормли. Этот ведущий британский скульптор ничего для пьедестала не сваял. Он отобрал 2400 волонтеров и в течение 100 дней каждому была предоставлена возможность постоять один час на пьедестале и заниматься чем ему вздумается.
2010 – “Корабль Нельсона в Бутылке” Инки Шонибар, кораблик с парусами африканской окраски, заключенный в огромную бутылку;
2012 – “Безвластные структуры” Элмгрина и Драгсета, золотой мальчик на лошадке-качалке;
2013 – “Синий петух” Катарины Фриш;
2015 – “Дареный конь” Ганса Хааке; черный металлический скелет лошади с бантом на передней ноге, по которому бежали курсы акций на Лондонской бирже;
2016 – “По-настоящему здорово” Дэвида Шигли в виде огромной черной руки с удлиненным большим пальцем, делающим соответствующий жест.
2018 – “Невидимый враг не должен существовать” Майкла Раковица. На пьедестале стояло изображение крылатого человекобыка (шеду из мифологии Месопотамии) сделанного из десяти с половиной тысяч консервных банок из-под иракского сиропа. Это была копия оригинала, уничтоженного бойцами Исламского государства в 2015 году. Скульптор поставил перед собой сверхамбициозную задачу воссоздать примерно 7 тысяч археологических артефактов либо сознательно уничтоженных бойцами ИГИЛ, либо похищенных или поврежденных во время военных действий в Ираке. Интересно, как далеко в осуществлении этого проекта Раковиц продвинулся на сегодняшний день.
2020 – из-за пандемии с запозданием на пьедестал было установлено произведение Хезер Филлипсон “Конец” в виде гигантского “сливочного” конуса, украшенного коктейльной вишенкой, мухой и дроном, на котором была установлена веб-камера, передающая в прямой трансляции происходящее на Трафальгарской площади.

Пользуясь этим списком, я могу определить, когда мой клиент-турист последний раз был в Лондоне, если он вспомнит, что стояло на пьедестале. Следует также сказать, что многие из этих шедевров в той или иной степени отражали (или передразнивали!) что-либо, представленное на Трафальгарской площади. Так золотой мальчик на лошадке-качалке насмехался над установленным на противоположной стороне площади величественным конным памятником Георгу IV, модель отеля предполагала, что там поселятся вездесущие площадные голуби, “Корабль Нельсона” “дополнял” Колонну флотоводца и так далее.


Хотя очередь скульпторов, желающих занять своим произведением искусства это свято-место растянулась на несколько лет вперед, “Антилопа” может стать последней в этом ряду, поскольку сейчас в правительственных и королевских кругах активно обсуждается вопрос о водружении на Четвертый пьедестал навсегда памятника недавно скончавшейся Елизавете II.