…окончание…

Правда, где это было возможно, Рейнолдс позирующих ему аристократов, политиков, актрис и прочих знаменитостей дня помещал в исторические, мифические и литературные контексты своей мечты. За пять десятилетий своего творчества он оставил после себя около 2000 работ, рисовал очень быстро, выдавал на-гора до ста портретов в год. В его картинах можно увидеть всех важнейших представителей британского высшего света его времени. Тот, чей лик Рейнолдс не запечатлел, не заслуживает сегодня упоминания. Люди на его полотнах схвачены в движении, часто смотрят вам прямо в глаза.

Авторитет Рейнолдса стали подрывать еще в середине XIX века бунтари-прерафаэлиты, присвоившие ему обидное прозвище Sir Sloshua от английского slosh («заляпать краской» или «окатить грязью») плюс «Джошуа». Прерафаэлиты, решившие, что все европейское искусство после Рафаэля пошло по ложному пути, считали, что Рейнольдс невнимателен к деталям, малюет как придется. У них перед глазами, по всей видимости, стоял «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка 1434 года, тогда только прибывший в Национальную картинную галерею. Там-то все четко прорисовано. Надо добавить, что и Гейнсборо, и Рейнольдс порой использовали технику «длинной кисти», отчего на их полотнах есть некая расплывчатость. Особенно это касается заднего плана картин, который, в отличии от переднего, людских фигур и одежды, рисовался не с натуры.

Не помогает репутации Рейнолдса и то, что он смело экспериментировал с разными, в том числе и новыми непроверенными художественными методами и материалами, подобно Леонардо да Винчи, чья «Тайная вечеря» в Милане, написанная в особой технике, придуманной художником, стала терять цвет еще в его время. В начале своей карьеры Рейнолдс следовал традиционным методам изготовления и использования красок. Но позднее отошел от стандарта, отчего некоторые его краски к нашим дням выцвели. Либо он покрывал картины защитным слоем, а позднее дорисовывал уже поверх него, отчего получить доступ к изначальному изображению с целью реставрации, крайне трудно.

Как первый президент созданной его усилиями Королевской академии искусств, Рейнолдс делал все, чтобы поднять статус художника в британском обществе, и с этой целью уже через год после основания RA начал читать курс лекций «Рассуждения об искусстве» (Discourses on Art) будущим художникам. Вот небольшая, но характерная цитата из этих «Рассуждений»: «Вместо того, чтобы стремиться развлечь человечество преходящей точностью имитаций, художник должен стараться улучшить людей величием своих идей… должен добиваться известности захватывая людское воображение». Поднимаю бокал во славу маэстро!

Подробности выставки «Рейнолдс в фокусе» в Кенвуд-хаусе:
https://www.english-heritage.org.uk/visit/places/kenwood/things-to-do/spotlight-on-reynolds/
Добраться до Kenwood House проще всего доехав по северной ветке метро (Northern Line) до станции Archway и далее автобусом номер 210.

Кроме лондонских Национальной картинной галереи, Национальной портретной галереи и галереи Тейт-Британ, хорошую подборку картин Рейнолдса можно найти в Национальном морском музее в Гринвиче и в усадьбе смотрителя Гринвичского парка, Rangers House:
https://www.english-heritage.org.uk/visit/places/rangers-house-the-wernher-collection/

И еще, для любителей британского искусства: в этом году после длительной реставрации открылся дом-музей Томаса Гейнсборо в его родном городке Садбери в Восточной Англии: https://gainsborough.org/your-visit/getting-here/

