Cart

“РАСКРЕПОЩЕННЫЙ” БОРИС ДЖОНСОН, 1

Недавно (в октябре 2024) опубликованные мемуары в прошлом мэра Лондона, министра иностранных дел и премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона читаются как остросюжетный приключенческий роман. Заголовок книги «Unleashed» можно перевести как «с развязанными руками», «раскрепощенный», «высвободившийся» или даже «сорвавшийся с цепи». Этот политик-бонвиван временно не у дел, отсюда и название.


В жизни Джонсона один скандал следовал за другим. Но он непотопляем. С первой журналистской работы в лондонской The Times его уволили за сфабрикованную и приписанную известному ученому цитату. В 1995 году была обнародована запись его телефонного разговора с близким другом, в котором Джонсон просил того отлупить журналиста, собиравшего на него компромат, как было сказано в – «поставить ему пару фингалов и сломать ребро, что-нибудь в этом роде». В своих статьях Джонсон неоднократно использовал замысловатые расистские и гомофобные эпитеты, к примеру называл женщин-мусульманок «почтовыми ящиками» и «грабителями банков». Он трижды был женат, имел множество внебрачных романов и никогда не упоминал сколько у него в общей сложности детей. Знатоки считают то ли восемь, то ли девять. Сотрудник бюро опросов общественного мнения Франк Лунц как-то пошутил: «Я задал тысяче женщин вопрос переспали бы они с Борисом Джонсоном. 20% ответили: «Больше никогда».


Британская пресса все время твердит, что он лгун, человек легкомысленный и чрезмерно самоуверенный. Однако его доброжелатели, вроде меня, считают, что Борис Джонсон просто склонен к романтическим преувеличениям, безобидным фантазиям, а беззаботная уверенность в себе усиливают его харизму.


Джонсон закончил одну из самых престижных частных школ Великобритании — Итонский колледж, а затем в Оксфорде изучал древние языки, историю и философию. Учитывая это, понятны многие его яркие параллели, метафоры и сравнения. Так, например, описывая свое заболевание коронавирусом, когда он оказался в реанимации, Джонсон вспомнил древнегреческого политика и полководца Перикла, умершего во время эпидемии чумы в Афинах в 430 году до н.э.


В главе о коронавирусе Джонсон подробно рассказывает о том, что одним из первых британцев оказался на грани смерти, и как весь мир с тревогой следил за состоянием здоровья британского премьера. Как он пишет, его политический рейтинг благодаря этому вырос как ни у одного другого британского премьера XX века. Верится в это с трудом. По его словам, он возглавил быструю и успешную программу вакцинации населения, что было бы невозможно, если страна оставалась бы в составе ЕС, где бюрократия все тормозила. Однако при этом Джонсон не упоминает статистику, согласно которой в большинстве стран ЕС, или даже в Молдове или Албании, общее число смертей от ковида на 10 тысяч населения было меньше, чем в Британии.
Его перлы далеко не ограничиваются сокровищами мировой цивилизации. Так по поводу Кира Стармера, на тот момент лидера оппозиции, а ныне премьер-министра, Джонсон пишет, что во время дебатов в Палате общин «раздражающее лицо Стармера было как у бычка, которому неожиданно вставили термометр в задний проход».


В правдивость некоторых заявлений Джонсона трудно поверить. Так в своей книге он упоминает, что когда лежал в реанимации с ковидом, тогдашний президент США Дональд Трамп послал для его спасения команду фармацевтов с нелецензированным в Великобритании препаратом. По опросам общественного мнения, только 3% британцев поверила в это, но 11% — сочли вымыслом. Или вот такое заявление: Трамп спросил Терезу Мэй, британского премьера до Джонсона, когда наконец Борис займет ее пост. Полет воображения? Или вот еще. Когда Борис Джонсон был министром иностранных дел, его в здании МИД на Уайтхолле навестил премьер-министр Израиля Бенджамин Нетаньяху. Нетаньяху отлучился в частный туалет при кабинете Джонсона, и позднее там было найдено подслушивающее устройство. Понятно, что подобные мемуары читаются на одном дыхании.

Семейство Джонсона столь же пестрое и колоритное, как и он сам. Помимо его английских предков, один из его прадедов был видным турецким политиком и писателем, другой — оксфордским ученым литовско-еврейского происхождения. Прабабка сделала первые переводы с немецкого на английский всех произведений Томаса Манна. Отец Джонсона — бывший член Европарламента и писатель, опубликовавший девять романов, по одному из которых был снят популярный фильм с Джоном Хёртом в главной роли. Покойная мать Джонсона была художницей, один из братьев, Джо — членом британского кабинета министров, а сестра-красавица Рэйчел — видная телеведущая и тележурналиста, причем оппонентка Бориса по многим вопросам. И еще один любопытный факт: за всю историю Джонсон был всего лишь одним из двух британских премьер-министров, обладавших американским паспортом. Вторым был Уинстон Черчилль. Правда несколько лет назад Джонсону пришлось отказаться от гражданства США из-за налоговых соображений.


…окончание следует…