
Должен признаться, греки до недавнего времени вызывали у меня неприязнь. Сегодняшние греки. Когда-то проездом через Афины я приобрел книгу «Мифы древней Греции» и скоро пожалел об этом: там непрерывно повторялось словосочетание «наши мифы». Помню в Британском музее в зале мраморных украшений Парфенона я рассказывал группе то, что обычно рассказываю, как вдруг к нам подошел невысокого роста человек и на чистом русском сказал: «Я из Греции и это все наше».

Он, наверное, был советским греком, не успевшим эмигрировать в Грецию, как ему там быстро промыли мозги: мол, все древнегреческое принадлежит нам, а у тех, кто у нас выкапывал древности и увозил к себе в музеи, мы все отберем. Это чушь. Сегодняшние греки к древним грекам ни в культурном, ни в этническом отношения не имеют, так же, как арабы, населяющие сегодня Египет, к древним египтянам.

Более 200 лет назад британский аристократ лорд Элгин за свои деньги купил эти сокровища, валявшиеся на Афинском акрополе, у законных тогда их владельцев, турок и передал Британскому музею. Если бы он этого не сделал, то ничего до сегодняшнего дня не сохранилось: греки, жители окрестных мест, не зная что это такое, постепенно растаскивали бесценные куски мрамора на строительство своих домов и заборов.

Однако мое восприятие греков изменило двухнедельное путешествие по Криту. До этого, когда я оказывался в Греции, меня не покидало ощущение, что это страна не европейская, чуть ли Третьего мира. Но Крит — самая богатая часть Греции, здесь чувствуешь себя по-европейски комфортно.
И более дружелюбных людей, чем критяне, я в путешествиях по миру не встречал. Мелочь, но приятно: во всем мире официанты ждут, что им после трапезы оставят какую-нибудь награду. На Крите награду ждут клиенты: во всех местах, где мы были, официанты приносили в знак благодарности от ресторана кусок торта, фрукты и графинчик раки, водки с виноградным привкусом, она очень легко пьется.
«Мы создали Грецию» заявил мне с улыбкой владелец продуктового магазина рядом с нашей гостиницей. И у него на это были все основания. Из школы мы смутно помним, что у истоков европейской цивилизации стояли древние греки. А кто стоял у их истоков? Ответ прост: критяне, а точнее их дальние предки минойцы, жители самого большого острова Греции Крита.
Четыре тысячелетия назад на грани каменного и бронзового веков эти люди, названные в честь мифического царя Миноса, начали строить свои так называемые дворцы. После визита в самый известный из них, Кносский, становится понятно, что это не совсем дворцы, а скорее поселения на сотни жителей с четкой иерархической структурой: вожди, мужчины или женщины имели апартаменты в центральной и самой возвышенной части такого дворца, а рядовые минойцы обитали ярусами ниже. Собственно всю терминологию: дворец, царь, тронный зал и все остальное придумал британский археолог сэр Артур Эванс, откопавший Кноссос в начале XX века.

С ним и с его попытками реконструировать Кносский дворец совершенно не согласны многие другие археологи, считается, что он добавил к изучению крито-минойской цивилизации много отсебятины. Любопытно, что у дворцов этих, а сегодня найдено уже четыре, не было никаких оборонительных сооружений: кольцевых стен, башен, рвов — то есть минойцы не враждовали с соседями и внешних врагов не опасались. Нам бы такую жизнь.
…продолжение следует…