Cart

В ФЛИБУСТЬЕРСКОМ ДАЛЬНЕМ СИНЕМ МОРЕ…1

Афиша выставки в Гринвиче.

Во время обзорной экскурсии по Новому городу (New Town) Эдинбурга принято подъезжать к дому с красной дверью под номером 17 по Хэрриот-Роу (Herriot Row), на стене которого установлена мемориальная доска, повествующая о том, что в этом доме с 1857 по 1889 год жил писатель Роберт Льюис Стивенсон. Гиды обычно рассказывают, что, когда в детстве будущий писатель гулял с няней в соседнем парке, его воображение породило идею таинственного острова, где пираты зарыли клад. Стивенсон написал еще два десятка книг, но мир помнит его в первую очередь как автора остросюжетного романа «Остров сокровищ», опубликованного более 140 лет назад. Кстати, карту острова на одной из первых страниц книги нарисовал от руки сам Стивенсон, тем самым добавив дополнительный интерес к похождениям героев.


«Остров сокровищ», заложил фундамент пиратской приключенческой индустрии наших дней. Из него вышли и одноименный фильм Орсона Уэллса 1965 года, и все фильмы саги «Пираты Карибского моря», и чудесный «Пираты» Романа Полански, и капитан Крюк из детской книги «Питер Пэн», а также компьютерные игры, мультфильмы, комиксы, костюмы на Хэллоуин и даже наряды от кутюр. В «Острове» было все или почти все, что ассоциировалось с пиратством: одноногий морской бандит в треуголке с пистолетами и палашами за поясом да с говорящим попугаем на плече, прогулка по доске с завязанными глазами, черная метка, которую вручают как смертный приговор, карта с крестиком, где зарыт клад и флаг «Веселый Роджер» с черепом и костями.


Понятное дело, что я с восторгом воспринял новость о том, что в Национальном морском музее, что в пригороде Лондона Гринвиче, проходит выставка «Пираты: изучи миф, открой правду» ( Pirates: Explore the Myth, Discover the Truth) и отправился ее посетить.
Пиратство всегда существовало и будет существовать пока существуют морские перевозки. Выставка напоминает об этом рекламным плакатом фильма «Капитан Филлипс» с Томом Хэнксом в главной роли, где сомалийские пираты наших дней пытаются захватить гигантский контейнеровоз. Хотя слово «пират» использовали еще древние греки, но мы под ним в первую очередь понимаем европейских морских робингудов и разбойников, действовавших в Карибском море и его окрестностях в золотой век пиратства — с середины XVII века по первые десятилетия XVIII. Эта эра закончилась в связи с ростом числа военно-морских патрулей различных стран, жестоко расправлявшихся с пиратами, отчего эта профессия стала слишком рискованной и невыгодной.


Флибустьеры, корсары и буканьеры — всего лишь синонимы слова «пират», хотя и имеющие другое происхождение, историю и географию. Но вот «капер», или он же «приватир» — это уже не синоним. Стоит мне упомянуть при туристах имя Фрэнсиса Дрейка, как сразу следуют реплики: «А, этот пират». Дрейк был аристократом, мэром города Плимута, участвовал в разгроме Непобедимой испанской армады и совершил второе кругосветное путешествие после португальца Магеллана. Дрейк в отличие от Магеллана вернулся на родину живым и невредимым, и по прибытию королева Елизавета I по сохранившимся в Дептфорде «Ступеням Дрейка» взошла на борт его флагмана «Золотая лань», чтобы посвятить его в рыцари. Копию «Золотой лани» можно посетить, она стоит в небольшом доке на южном берегу Темзы недалеко от Лондонского моста. Искатель приключений Дрейк был не пиратом, а капером, частным капитаном, получившим от короны лицензию, дающую ему и его команде в военное время право нападать под флагом своей страны на торговые суда неприятеля с обязанностью часть захваченного отдавать государству. То есть он был, если хотите, подрядчиком короны. А это совсем не тоже самое, что пират.

Дом с мемориальной доской в Эдинбурге, где жил Роберт Луис Стивенсон.

Кстати, другой знаменитый фаворит Елизаветы I, капитан и первооткрыватель Уолтер Рэли, лишился головы из-за того, что вступил на море в бой с испанцами после заключения мира между Англией и Испанией. И продолжая тему — на выставке в Гринвиче можно полюбоваться оригиналом подобной лицензии, выданной знаменитому капитану Кидду, который позднее нарушил ее условия, перестал платить дань в королевскую казну, то есть стал пиратом, был захвачен британцами в плен и казнен в 1701 году. Его тело висело на берегу Темзы лицом в сторону реки много лет в назидание тем, кто попытался бы последовать его примеру.
Попутно добавим, что один из редчайших случаев, когда пираты зарыли сокровища в тайном месте и потом эти сокровища были найдены, как раз связан с капитаном Киддом. Этот клад и стал доказательством его вины. Популярность обычая пиратов прятать драгоценности в тайниках, а потом их откапывать, сильно преувеличена.


Среди экспонатов выставки в Гринвиче я впервые увидел книгу, о которой давно слышал: «Всеобщая история пиратов», изданная в 1724 году. Книга состоит из кратких биографий самых известных представителей этого сообщества. Имя автора — капитан Чарльз Джонсон — псевдоним. Выставка в Гринвиче ставит под сомнение идею о том, что, как считалось ранее, автор «Всеобщей истории» был не кто иной, как писатель Даниэль Дефо. В наши дни, триста лет спустя, доказать или опровергнуть что-либо трудно, однако автор «Робинзона Крузо» как нельзя лучше кого-либо другого подходит на роль автора такой книги.


Выставка продлится до января 2026 года.
Подробности: https://www.rmg.co.uk/whats-on/national-maritime-museum/pirates


PS: В Лондоне и Манчестере существует сеть коктейльных баров под названием Drake and Morgan, где можно отведать хороший коктейль с ромом и вспомнить о знаменитых джентльменах удачи.


…продолжение следует…