… окончание…

Граф был далеко не первым, кто пострадал от отсутствия стационарного моста через Дунай. К примеру, в январе 1801 года все члены магистратуры Пешта переправились в Буду на свадьбу губернатора-австрийца и на протяжении нескольких недель потом не могли вернуться домой. Кроме того понтонные мосты, которые во времена Сеченьи строили на теплые месяца года, не только препятствовали судоходству, но и разваливались на части при резком понижении уровня воды в реке или при сильном ветре, так что переправа через Дунай останавливалась на много дней.
Существовали, правда, переправы паромные, но для того, чтобы воспользоваться ими надо было выезжать далеко за пределы города, и, поскольку течение Дуная довольно быстрое, переправа на пароме всегда сопровождалась опасностью.
До XIX века Дунай зимой сковывал толстый ледяной покров, по которому можно было переезжать с берега на берег даже на колесных экипажах. Власти двух городов регулярно проверяли толщину льда на предмет безопасности. Как на Темзе в средневековом Лондоне, на льду Дуная устраивались ярмарки и народные гулянья. Однако все это было запрещено после трагедии, случившейся во время бала, который устроила на льду греческая православная церковь. Тогда лед под танцующими треснул и 36 человек утонуло.
Сеченьи много путешествовал по Европе, неоднократно бывал в Англии. Он был страстным англофилом, восхищался британскими политическими институтами, технологическим прогрессом и социальной мобильностью, по крайней мере по сравнению с венгерской. Граф встречался с королем Вильгельмом IV, герцогом Веллингтоном, бывшим и будущим премьер-министрами Робертом Пилем и виконтом Палмерстоном, а также с Натаном Ротшильдом, главой британской ветви семьи банкиров, который хотел породниться с венгерским графом, выдав за него свою дочь Шарлотту. Однако Сеченьи уклонился от этого выгодного предложения, решив, что у него денег достаточно и без этого.
Во время одного из своих визитов в Англию он познакомился с инженером Уильямом Тьерни Кларком, строившим первые подвесные мосты Альбиона, в том числе и первый через Темзу — старый Хаммерсмитский несохранившийся. Кларк убедил Сеченьи, что с помощью этой новой технологии можно «оседлать» Дунай. Прототипом Цепного моста стал мост Кларка через Темзу в городке Марлоу недалеко от Лондона, построенный в 1828-1832 годах. Для самого же процесса строительства моста был выбран инженер-шотландец Адам Кларк, однофамилец англичанина, лишь шапочно с ним знакомый.
Первый камень нового моста был заложен 24 августа 1842 года. И тут же разразился скандал, когда выяснилось, что значительная часть строительного материала была доставлена из Англии, и на работу были приглашены профессионалы-иностранцы. Далее проект осуществлялся рывками, то и дело возникали проблемы, которые Сеченьи непрестанно умудрялся решать. То финансовые, то юридические. К примеру, муниципалитеты Пешта и Буды долго боролись за то, какой из сторон мост должен принадлежать. Не говоря о том, как назвать новый город: Будапешт или Пештобуда. За использование моста предполагалось ввести налог, а венгерская аристократия в те времена была полностью освобождена от уплаты налогов. Еще одна загвоздка. А в 1848 году началась Венгерская революция, позднее жестоко подавленная.
Тем не менее в 1849 году работа все же была завершена. Шотландец Кларк женился на венгерке и остался в Будапеште. Позднее он осуществил несколько других важных проектов, в том числе прорыл туннель под горой, на которой стоит замок Буды, и тем самым почти вдвое сократил время, нужное на пересечение этого района города.

В 1860 году великого венгра графа Иштвана Сеченьи обвинили в участии в заговоре, у него в это время также было обострение депрессии, и он покончил жизнь самоубийством. По всей Венгрии был объявлен траур. Его именем, кроме моста, названа одна из центральных площадей Будапешта, самый большой комплекс купален, парк, улица…
Интересно, что в Англии традиции настолько сильны, и, если связать два населенных пункта мостом, они не станут одним целым, каждый твердо намерен хранить свою самобытность. Хороший пример этому деревни Стритли и Горинг на Темзе, обе упоминаются в шедевре юмористической литературы «Трое в одной лодке” Джерома К. Джерома. Мост связал их еще в 1837 году и даже название улиц, которые по мосту проходят, одинаковые, High Street. Тем не менее они не только не собираются объединятся, нет, они даже расположены в разных графствах — одна в Оксфордшире, а другая в Беркшире.