…продолжение…

Благодаря работе в Блетчли-парке британским службам безопасности удавалось вылавливать всех немецких агентов на Британских островах. Часть из них, убежденных нацистов, казнили, часть сажали в тюрьму, а некоторых перевербовывали, так что они начинали отправлять своим бывшим хозяевам ложную информацию. Одним из самых важных двойных агентов всей Второй мировой войны был барселонец Хуан Пужоль Гарсиа, по кличке Гарбо, который совместно с МИ-6 создал агентурную сеть из 27 фиктивных агентов и заваливал мадридскую резидентуру немецкой разведки длиннейшими сообщениями, тщательно составленными и отредактированными в Лондоне. Позднее Гарбо умудрился получить награды от обеих воюющих сторон: Великобритания дала ему орден Британской империи (MBE), а Германия — Железный крест.

Руководил операцией Fortitude комитет «Двадцать» при главном управлении британской внешней разведки МИ-6. Была создана фиктивная Первая американская армейская группа, насчитывающая одиннадцать дивизий во главе с прекрасно известным противнику генералом Джорджем Паттоном. Немцы уважали и боялись его, но они не знали, что незадолго до этого назначения, Паттона собирались отправить на родину в США за рукоприкладство и крайнюю грубость в отношении солдат, которые были либо контужены, либо переживали психический срыв. Он, старый вояка, считал их симулянтами и трусами.
Дополнительный план Ironside («Железный бок») был призван создать впечатление, что через две недели после первой высадки будет произведен второй десант на западном побережье Франции — напрямую из США и с Азорских островов.
После Битвы за Британию летом и осенью 1940 года, когда британские асы разбили силы Люфтваффе в воздухе, немцы решили больше не пытаться захватить Великобританию и построили мощную оборонительную систему укреплений «Атлантическую стену», или «Вал», длинной 4000 км вдоль побережья Дании, Голландии, Бельгии и Франции на случай возможного англо-американского вторжения. Самым неприступным участком вала был берег в районе города Кале.
Дезинформацию подкрепляли картонные макеты самолетов, надувные «танки» и 250 макетов десантных кораблей. Оказавшиеся во время войны не у дел работники кино работали над созданием достоверных муляжей, ведь если подумать, кино — это и есть создание иллюзии действительности. Чтобы еще сильнее ввести противника в заблуждение, «штабы» несуществующих воинских подразделений непрерывно вели между собой переговоры по радио. Чуть позднее американцы изготовили несколько сот муляжей танка «Шерман», которые монтировались на джипы и таким образом могли передвигаться по местности.
Даже король Великобритании Георг VI, дедушка Карла III, принял участие в операции Fortitude, когда отправился в район города Дувра в Кенте проводить “смотр войск” вместе с генералом Паттоном.
Вот хороший пример действий фальсификаторов. В Тунисе в мае 1943 был взят в плен один из ведущих генералов Вермахта Ганс Крамер. Поскольку его состояние здоровья в заключении стало резко ухудшаться, британцы в мае 1944 года решили обменять его на своего человека в немецком плену. Сделка производилась через шведский Красный крест. В день обмена Крамера к месту его заключения в Уэльсе прибыла машина с шофером, охранником и двумя офицерами. Сопровождающие офицеры были очень любезны и по дороге беседовали с генералом на немецком. Дорога была долгой, и вскоре машина въехала в зону с огромной концентрацией союзных войск, которые очевидно готовились к скорому началу вторжения в Европу. Крамер был поражен тем, что увидел из окна машины. Сопровождавшие его офицеры легкомысленно сообщали ему, что они едут по графству Кент. Добравшись до германии Крамер сразу поехал в ставку генерала-фельдмаршала Эрвина Роммеля, отвечавшего за оборону Атлантического вала, и доложил ему обо всем увиденном. Правда недалекий немец не догадался, что двое “офицеров” его сопровождавших не были армейскими офицерами, а сотрудниками МИ-6 и возили его совсем не по Кенту, а по юго-западу Англии, где реально проходила подготовка Нормандской операции. Все дорожные указатели на пути машины были намеренно заменены на кентские.
…окончание следует…