![](http://londoninrussian.com/wp-content/uploads/2023/06/image-ra-building.jpg)
Если в середине улицы Пиккадилли свернуть в массивную арку над которой развивается красный стяг с какими-то белыми надписями, то оказываешься на просторном внутреннем дворе Бёрлингтон-хауса, бывшего городского особняка XVIII века одного из богатейших людей Англии графа Бёрлингтона. Сегодня это здание занимают различные научные общества, а северную его часть – штаб-квартира Королевской академии искусств (RA).
![](http://londoninrussian.com/wp-content/uploads/2023/06/image-ra-creation-of-royal-academy.jpg)
В 1768-м году, 255 лет назад, группа художников, скульпторов и архитекторов убедила короля Георга III подписать хартию, учреждающую академию, чтобы повысить стандарты искусства в стране и поднять статус британских художников. До этого крупные британские коллекционеры и знать своих соотечественников не хотели, приобретали только работы французов и итальянцев. А профессии архитектора как таковой не существовало, были главные строители и руководители общественных работ. Кристофер Рен, самый важный архитектор в истории Англии, и не подозревал, что он архитектор.
![](http://londoninrussian.com/wp-content/uploads/2023/06/image-ra-250-image-large-1024x695.jpg)
![](http://londoninrussian.com/wp-content/uploads/2023/06/image-ra-joshua-reinolds-with-garland-683x1024.jpg)
Вновь созданная RA поставила себе целью готовить новое поколение художников, проводить ежегодную выставку искусства, и назначать некоторых из ведущих художников и зодчих на пост руководителей академии, то есть академиков. Первым директором RA был выбран ведущий портретист тех дней Джошуа Рейнолдс, чей бронзовый памятник ныне красуется перед входом в RA.
Королевская академия в течение года проводит различные выставки мирового уровня, по-существу, выполняя роль главного выставочного зала Лондона. Но до сих пор нехватка помещений не позволяла RA демонстрировать публике свою собственную богатейшую коллекцию. Такая возможность появилась лишь в год 250-летнего юбилея основания академии в 2018 после того, как комплекс RA был существенно перестроен и расширен архитектором Дэвидом Чипперфилдом.
![](http://londoninrussian.com/wp-content/uploads/2023/06/image-david-remfry.jpg)
С момента своего основания RA каждое лето проводит Летние выставки, а значит теперешняя тоже 255-я. Любой человек, не только британец и не только профессионал может подать свою работу на конкурс. Даже членам академии не отдается предпочтение. Единственное требование: работа должна быть сделана в течение последнего года. Одного из ведущих художников страны выбирают координатором Летней выставки и создают комиссию из примерно десяти человек для отбора предметов искусства, поданных на конкурс. Кроме того каждый из членов комиссии отвечает за оформление и размещение предметов искусства в одном или нескольких из залах, то есть создает единую концепцию каждого зала.
![](http://londoninrussian.com/wp-content/uploads/2023/06/image-ra-3-trump.jpg)
Летняя выставка удивительно эгалитарна, отбор работ идет анонимно, члены комиссии знают только порядковый номер работы, но не кто ее автор. Так в прошлом не проходили отбор полотна Эдварда Мане и Джона Констебла. А в 2018 году при первом заходе потерпел фиаско один из шедевров гения графитти Бэнкси, выступившим под вымышленным именем Bryan K Gasmaan, что представляет из себя на английском языке перестановку букв выражения “Банкси анаграмма”. Кстати, Уинстон Черчилль тоже участвовал в выставке под псевдонимом Дэвид Винтер и в 1948 был избран “Почетным выдающимся академиком” – титул созданный специально для премьер-министра военных лет.
![](http://londoninrussian.com/wp-content/uploads/2023/06/image-ra-2.jpg)
Это выставка продажа, позволяющая всем ее участникам заработать. Цену назначают сами участники. Табличек с названием картины и имением автора вы не увидите, только порядковый номер, так что нужен малоформатный каталог, который вам выдают, когда вы покупаете билет. Рядом с номером часто приклеен красный кружок, порой кружков несколько. Это значит, что картину или скульптуру уже купили, несколько кружков означают, что продано столько-то копий эстампов или фотографий ограниченного тиража. RA оставляет за собой 30% комиссии от всех продаж.
![](http://londoninrussian.com/wp-content/uploads/2023/06/image-ra-4.jpg)
На конкурс обычно подается примерно 15 – 20 тысяч работ, из них приемная комиссия на этот раз отобрала 1614. Помимо всего прочего, цель Летней выставки – показать “срез” искусства наших дней во всех его формах, материалах, техниках и уровнях мастерства.
![](http://londoninrussian.com/wp-content/uploads/2023/06/image-ra-5.jpg)
Еще одну интересную традицию Летней выставки стоит упоминуть: открытию её предшествует “День нанесения глянца» (Varnishing Day). Французско-русское «вернисаж» изначально означало то же самое: vernis по-французски «глянец»! В этот день художникам разрешалось вносить последние изменения на уже висящих на стенах картинах и покрывать их лаком. Великий Уильям Тёрнер был известен тем, что предварительно вешал в зале пустой холст, и за этот день картину начинал и заканчивал — к восторгу и зависти других художников. В наше время “День наведения глянца” выглядит иначе: приглашаются все участники Летней выставки, устраивается банкет и необычное религиозное богослужение в соборе Сент-Джеймс Пиккадилли через дорогу от Королевской академии. Вот короткий видеоролик об этом:
https://www.youtube.com/watch?v=GbqCHkcJ6Tc
![](http://londoninrussian.com/wp-content/uploads/2023/06/image-ra-6.jpg)
Подробности о Летней выставке 2023 года:
https://www.royalacademy.org.uk/exhibition/summer-exhibition-2023
![](http://londoninrussian.com/wp-content/uploads/2023/06/image-ra-1-681x1024.jpg)