Cart

СНАЧАЛА В ЛОНДОНЕ, 2

…продолжение…


И не удивительно, что именно в британском мегаполисе в 1868 году был установлен первый в истории светофор, как и освещение — газовый. Назначение его было предотвращать столкновения между колёсными экипажами на перекрёстке двух оживлённых улиц на краю Парламентской площади, рядом с Биг-Беном. Автомобили появились на улицах еще не скоро. Светофор этот переключался вручную, рядом с ним стоял полицейский и то зажигал его, то гасил, регулируя таким образом дорожное движение. Но не прошло и месяца, как произошло возгорание газа, полицейский сильно пострадал и светофор убрали. Мир жил без этого важнейшего устройства до изобретения уже в эпоху автомобильного транспорта в 1912 году светофора электрического.

Первый в истории зафиксированный маниакальный убийца Джек-потрошитель терроризировал гигантский мегаполис в 1888 году.


В том же 1868 году служащий министерства обороны на Уайтхолле и астроном-любитель Норман Локьер, наблюдая за поверхностью солнца с помощью спектроскопа, открыл химический элемент гелий. Он назвал его в честь древнегреческого бога солнца Гелиоса. И лишь через 27 лет шотландский химик Уильям Рамзай показал, что гелий встречается не только на солнце, но и на Земле. К этому можно добавить, что Королевский институт (Royal Institution) в лондонском квартале Мейфэр, членом которой Норман Локьер стал в 20 с небольшим лет, ответственна за открытие примерно 10% всех элементов периодической таблицы, среди них азот, сода, кальци, магний, бор, хлор, йод и аргон.


Более того, в этом уникальном британском учреждении много лет работал, как его называют «отец электричества» Майкл Фарадей. Там он открыл среди многого прочего электромагнитную индукцию, методы выработки и передачи электроэнергии, изобрел электромотор, трансформатор. И что не менее важно нашел метод производства бензина! Все это в Лондоне.

Слово «бедлам» происходит от названия лондонского сумасшедшего дома. На гравюре Уильяма Хогарта середины XVIII века действие происходит как раз там. Публику за деньги пускали в «Вифлеемов гошпиталь» как в зоопарк поглазеть на психов — именно этим занимаются две дамы, одна из которых держит веер.

В ту же викторианскую эпоху, в британской столице орудовал маниакальный убийца Джек-потрошитель. В августе-ноябре 1888 года известия о серии неслыханных по жестокости убийств потрясли лондонское общество. Убийств этих было гораздо меньше, чем утверждала молва, — всего пять плюс одно, возможно, совершённое другим человеком под сурдинку. И самый тогда большой город мира с населением в четыре с половиной миллиона, что в 10 раз больше Москвы того же времени — был парализован паникой! В наши времена мы знаем случаи серийных убийств значительно большего масштаба и до, и после Потрошителя. Но тут впервые в истории вовсю действовала современная пресса, накалявшая страсти. Человек этот сам себе придумал прозвище «Джек-потрошитель», он писал собственной кровью письма с обещаниями очередного убийства и подбрасывал их в редакции газет. Как бы вы себя чувствовали в городе, где по утрам по улицам бегают мальчишки-газетчики выкрикивая, что мол, сегодня Джек-потрошитель собирается умертвить очередную жертву? Это был первый в истории прецедент такого рода и не случайно, что в Великобритании и во всем мире до сих пор каждый год публикуются десятки книг и статей о неизвестном убийце.

Отец эпидемиологии Джон Сноу в 1854 году был первым, кто установил, что холера распространяется через питьевую воду.


Через три месяца эти злодейства неожиданно прекратились. И всё. Нет, надо ещё добавить, что Джек-потрошитель, возможно, помог молодому врачу и начинающему литератору по имени Артур Конан Дойл добиться головокружительного успеха с созданным им за год до того образом частного детектива Шерлока Холмса, разыскивающего преступников на необъятных просторах Лондона — в новелле «Этюд в багровых тонах», опубликованной в 1867 году.
Тут также уместно небольшое отклонение в область литературы. Артура Конан Дойла нельзя назвать родоначальником современного детективного жанра. Им был друг Чарльза Диккенса лондонец Уилки Коллинз, который опубликовал в 1868 году в Лондоне первый в истории детективный роман — «Лунный камень». Однако Конан Дойла считают основателем жанра научной фантастики с его «Затерянным миром» и «Отравленным поясом». В Лондоне написано первое произведение на английском языке в конце XIV века — это «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера. И здесь же сочинен самый первый роман на английском языке в 1719 году — «Робинзон Крузо» коренного лондонца Даниэля Дефо.

Особого упоминания заслуживают слова, вошедшие благодаря Лондону во многие языки мира, как например «хулиган», «сквер» или «бедлам».


Hooligan — это распространенная ирландская фамилия. По легенде, семейство с такой фамилией в конце XIX века терроризировало своих соседей в квартале лондонской бедноты Ист-Энде. Так что фамилия переродилась в имя нарицательное. Первый сквер мира — Bloomsbury Square в лондонском квартале Блумсбери, разбитый в 1660-х годах. До этого никому в голову не приходило сажать на площади газоны и деревья. А «бедлам» — слово, означающее невероятный беспорядок, — всего-навсего искаженное название лондонского сумасшедшего дома, кстати, старейшего в мире, основанного в XIV веке. Его название Вифлеемская королевская больница. Слово «Вифлеем» на английском звучит примерно как «бетлеем», что со временем модифицировалось в «бедлам».

Эта мемориальная доска висит недалеко от станции метро Holborn. Создатель первого пулемета американец Хирам Максим не получил дотации на разработку скорострельного оружия ни в США, ни в Германии. А в Англии получил.

В 1854 году лондонский врач Джон Сноу совершил открытие, благодаря которому были спасены миллионы людей. Он открыл пути распространения бактерий холеры. До этого холера, как и чума, нещадно уносила европейцев из жизни, и возможностей остановить эпидемии не было. До Сноу считалось, что холера передаётся по воздуху, через дыхание. Сноу же в 1849 году опубликовал трактат, доказывающий, что вибрионы холеры — а он не знал тогда, что они так называются! — попадают в человеческий организм в первую очередь через рот. Пять лет спустя, во время эпидемии холеры в лондонском квартале Сохо, у него появилась богом данная возможность доказать это на практике. После тщательного нанесения случаев заболевания на карту он установил очаг эпидемии — уличную водяную колонку на улице Бродвик-стрит в квартале Сохо. Сноу с санкции властей снял рукоять-рычаг колонки, так что ею нельзя было больше пользоваться — и эпидемия сразу прекратилась! Всем стало ясно, что холера распространяется через питьевую воду! Это колонка со снятым рычагом и мемориальной доской рядышком до сих пор украшает оживлённую улицу Сохо.


…окончание следует…