Если вы спросите любого лондонца, где у Лондона центр, он, скорее всего, ответит, что на Трафальгарской площади. У Лондона нет главной улицы, но есть главная площадь. Официально она главная, поскольку там есть указатель нулевой мили, другими словами, когда вы путешествуете по Великобритании и видите на дорожном знаке, что до Лондона осталось столько-то миль, то это расстояние отмерено от Трафальгарской площади. А точнее от металлической пластины, вмонтированной в мостовую между колонной Нельсона и самым старым конным памятником города – казненному королю Карлу I. (Памятник был установлен задолго до его казни! – JM). Для простоты и наглядности я советую своим туристам считать пуповиной Лондона, его абсолютным центром, колонну Нельсона. Ее видно издалека, не нужно искать на площади малозаметную металлическую табличку, а погрешность в 20 метров для города площадью в 1600 квадратных километров несерьезная.
Центр может быть точкой, а может быть и областью. И если ставить вопрос так, то Лондон будет исключением из правил. В европейских городах понятие центра тесно связано с их историей. А у Лондона исторических центров два – Вестминстер и Сити, которые до XVIII века были двумя отдельными городами. Центром Сити, наверное, следует считать развязку у Английского банка, Вестминстера – Парламентскую площадь с выходящими на нее Вестминстерским дворцом и Вестминстерским аббатством. Между центрами этих исторических центров ровно три километра по прямой, или как говорят в Англии, если мерить «по полету вороны» (as the crow flies). И Трафальгарская площадь гораздо ближе к Вестминстеру, нежели к Сити.
Можно под центром понимать и первую зону городского транспорта, ее легко увидеть на схеме, которую вам выдадут бесплатно на любой станции метро. Лондон разбит на 6 тарифных зон, концентрическими кругами расходящимися от первой. Стоимость проезда, соответственно, зависит от того, из какой зоны в какую вы едете.
И, продолжая транспортную тему, надо добавить, что под центром города можно также понимать зону действия налога или сбора с владельцев автомобилей за въезд в центр, congestion charge. Эта зона не совпадает с первой тарифной зоной общественного транспорта. Скажем, на жителей дорогих кварталов Лондона – Кенсингтона и Белгравии – первая центральная зона общественного транспорта распространяется, а вот зона congestion charge не распространяется.
Собственно весь Лондон можно считать центром мира по той простой причине, что через его пригород Гринвич проходит нулевой меридиан, поскольку отсюда идет отсчет всемирной долготы и всемирного времени. И от этой латунной полосы, проходящей через внутренний мощеный дворик гринвичской Королевской обсерватории, можно было бы отсчитывать расстояния по всей стране, если бы этому не мешала широта. К сожалению, нулевая широта совпадает с экватором, до которого от Лондона очень далеко.
А как с центром дело обстоит в Москве? Отсчет всех расстояний на автодорогах России ведется от знака нулевого километра у Воскресенских ворот? Или от Центрального почтамта? Центр – всё, что в пределах Садового кольца? Или центр – это Кремль? С последним положением не все согласны, как, к примеру, автор бестселлера “Москва – Петушки” писатель Венедикт Ерофеев: «Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало — и ни разу не видел Кремля».
Во многих британских городах расстояния отсчитывают от здания мэрии. Но вот у Лондона городская ратуша лежит за пределами обоих исторических центров, она расположена на плебейском южном берегу Темзы. Как мэру Садику Кану удается оттуда управлять городом – непонятно. Собственно, у лондонского Сити своя мэрия и свой мэр, Садику Кану не подчиняющийся.
…окончание следует…