Cart

ЮБИЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ, 1

Личная коллекция биржевика родом из России Джона Юлиуса Ангерштейна послужила краеугольным камнем основания Национальной галереи. На этом портрете кисти Томаса Лоуренса Ангерштейн изображен в возрасте 80 лет..

Лондонская Национальная картинная галерея (NG) впервые отворила свои двери для публики 10 мая 1824 года. Ее коллекция тогда состояла всего из 38 картин, приобретенных британским правительством у наследников финансиста и мецената Джона Джулиуса Ангерштейна после его кончины. Собственно изначально Национальная галерея и располагалась в его частном доме номер 100 по улице Пэлл-Мэлл.


Ангерштейн родился в Санкт-Петербурге в 1735 году. Родители его были из обрусевших немцев. Когда ему было 14, семья эмигрировала в Англию. Здесь он сделал головокружительную карьеру в страховом бизнесе и по существу стал основателем и директором современной страховой биржи Ллойдс. Ангерштейн водил дружбу с такими людьми, как король Георг III, премьер-министр Уильям Питт Младший, флотоводец Горацио Нельсон, портретист Джошуа Рейнольдс и был заказчиком и покровителем важных британских художников того времени Томаса Лоуренса и Дэвида Уилки. Его бесценная коллекция полотен европейских живописцев была к 1824 году хорошо известна в кругах знатоков. Это и послужило причиной приобретения коллекции правительством. Но кроме того в тот момент в Великобритании наконец-то назрела идея создания национального собрания европейской живописи. У Франции был Лувр, у Испании — Прадо, а у самой богатой страны мира, Великобритании, ничего подобного тогда не было.

Общий вид крыла Сейнсбери после реставрации. Это компьютерный имидж, само крыло мы увидим не ранее мая 2025 года.

200-летие галереи начали праздновать в 2024 году, но до сих пор не закончили. Лишь в мае этого года должна завершится генеральная реконструкция крыла Сейнсбери, где раньше размещалась коллекция картин Раннего Возрождения. В настоящий момент все картины из этого крыла либо путешествуют по стране, либо беспорядочно развешены по другим залам галереи. Одна из идей празднования юбилея NG как раз и состояла в том, чтобы показать гражданам страны, что этот институт не исключительно лондонский, но национальный, и для этого отправить некоторые из шедевров галереи в турне, чтобы с ними вблизи познакомились люди в самых разных уголках Альбиона.

Директор Национальной галереи Габриэль Финальди.

Национальная галерея, как собственно и все в Лондоне, уникальна. Если вы хотите получить лондонский эквивалент Эрмитажа или Метрополитен-музея, то надо сложить вместе Британский музей, Национальную галерею и национальную коллекцию скульптуры в Музее Виктории и Альберта. Другими словами NG хранит только картины. Существенно также то, что галерея не уделяет особого внимания национальному искусству страны, как, скажем, Лувр или Прадо. Да, тут есть один большой зал, 34-й, где висят картины британских художников. Но вот Питеру Паулю Рубенсу и его школе посвящены три зала. Но с другой стороны, коллекция отражает вкусы англичан, так целый зал отведен венецианским пейзажам Антонио Каналетто, чьи картины английская аристократия любила увозить из Италии домой во время традиционного гран-тура.
Надо учесть также, что до 1870-х годов не существовало науки искусствоведения, то есть коллекция росла без оглядки на школы, художественные стили и техники. Так что в некое подобие системы NG начала приводить свою коллекцию лишь лет через 60 после своего основания.

Одна из мозаичных композиций Бориса Анрепа «Любознательность». На ней изображен Эрнест Резерфорд и расщепление атома.

Главное здание галереи построил в 1838 году в неоклассическом стиле архитектор Уильям Уилкинс. Изнутри оно выглядит как пышный дворец Викторианской эпохи. Новое крыло Сейнсбери, названное в честь главных спонсоров его строительства — владельцев сети супермаркетов братьев Сейнсбери, пристроили в 1991 году с запада архитекторы-постмодернисты Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун. С тех пор прошло менее 35 лет, и сейчас это крыло перестраивают заново. Карл III в бытность свою принцем Уэльским назвал предварительный проект крыла Сейнсбери «безобразным нарывом на лице милого друга». Под «милым другом» подразумевалось старое здание галереи Уилкинса. Посмотрим, превратился ли «нарыв» в «прекрасного лебедя» в новой реинкарнации. Ожидается, что к запоздалому открытию реконструированного крыла Сэйнсбери в мае этого года, картины там будут перетасованы с упором на тематику, а не хронологию, как было раньше.


Важнейшие выставки этого года:
Март: «Сиена: зарождение живописи, 1300 – 1350 годы».
https://www.nationalgallery.org.uk/exhibitions/siena-the-rise-of-painting
Август: «Милле: жизнь в полях».
https://www.nationalgallery.org.uk/exhibitions/millet-life-on-the-land
Сентябрь: «Радикальная гармония» — картины постимпрессионистов из музея Крёллер-Мюллер.
https://www.nationalgallery.org.uk/exhibitions/neo-impressionism


…окончание следует…