Cart

ХУДОЖНИК ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА

Автопортрет 1577 года. Здесь Хиллиарду 30 лет.

Во время экскурсий по Национальной картинной галерее я обычно рассказываю туристам, что до середины XVIII века все ведущие художники Англии были иностранцами. Ганс Холбейн Младший, придворный художник Генриха VIII, был немцем, Антонис ван Дейк, служивший Карлу I – фламандцем, а при дворе Карла II работал голландец Питер Лили (В России его называют “Лели”, я не согласен, но долго объяснять – JM). Однако, если рассматривать историю английского искусства в увеличительное стекло и в прямом, и в переносном смысле, несколько национальных кадров все же можно наскрести. Пример – Уильям Добсон, который занял место королевского портретиста после смерти ван Дейка в 1641 году. И, если вы в учебнике или книге по истории видели хоть один портрет королевы Елизаветы-I , велик шанс, что его автором был Николас Хиллиард.

Один из ранних портретов Елизаветы I.

Сейчас, спустя 400 с лишним лет после смерти художника, в Великобритании наблюдается вспышка интереса к его творчеству. В лондонской Национальной портретной галерее прошла масштабная выставка под названием “Елизаветинские сокровища: миниатюры Хиллиарда и Оливера” / Elizabethan Treasures: Miniatures by Hilliard & Oliver (Исаак Оливер был учеником, а позднее конкурентом Хиллиарда – JM). А научная сотрудница Уоррикского университета Элизабет Голдинг опубликовала основательную биографию “Николас Хиллиард: жизнь художника” / Nicholas Hilliard: Life of the Artist.
По словам британского историка Эллиса Уотерхауса, Хиллиард был «центральной художественной фигурой елизаветинской эпохи, единственным английским художником, чьи работы отражают, будто в единой капле, мир ранних шекспировских пьес».

Елизавета I с пеликаном на шее, 1572.
Елизавета I с птицей-фениксом на шее, 1575 год.
Елизавета I, 1576 год. Естественно, на миниатюрах Хиллиарда королева не стареет. Ему, собственно, и не нужно, чтобы она позировала, её парадный образ уже детально отработан.

Хиллиард появился на свет в городе Эксетере на дальнем западе Англии в 1547 году в самом конце правления Генриха VIII Тюдора. Оба его деда и отец были ювелирами – присмотритесь к картинам Хиллиарда, и вы увидите, насколько детально выписаны многочисленные ювелирные украшения на нарядах тех, кого он изображал. Его семья принадлежала к убежденным протестантам. В короткий период правления Марии Тюдор, силой навязывавшей стране католичество, многим протестантам пришлось искать убежище на Континенте. Так и Хиллиард-отец послал своего старшего сына Николаса вместе с видной протестантской семьей Бодли (Знакома Бодлианова библиотека в Оксфорде?) в тур по Голландии, Германии и Швейцарии. Будущий художник провел там почти 5 лет – уехал, когда ему было 8 лет, вернулся в 13, выучил немецкий и французский языки, и познакомился с творчеством европейских художников, в том числе Альбрехта Дюрера.


После смерти Марии Тюдор и восхождения на трон Елизаветы I в 1558 году, юный Хиллиард вернулся в Англию. Чуть позднее, когда ему было 15, он с помощью отца получил место подмастерья у королевского ювелира в Лондоне. За несколько лет Хиллиард освоил профессию своих предков и одновременно, правда, не совсем ясно как, стал художником по миниатюрам.

Роберт Дадли, покровитель Хиллиарда, 1576 год.

В XVI – XVII веках миниатюрные портреты были очень популярны благодаря легкости их транспортировки. Ну, как сегодня многие хранят изображения близких людей в виде экранной заставки, скринсейвера на мобильном телефоне. Воин, отправлявшийся в поход или купец, уезжавший в заморские страны, брали с собой крошечное изображение любимой женщины, часто в медальоне или в дорогой оправе. Люди посылали друг другу эти мини-портретики с целью заключения брака, ну, как сегодня обмениваются селфи. Монархи Европы дарили их друг другу в виде дипломатических подарков. Размер миниатюр был не более 40 х 30 мм, то есть как паспортная фотография в наши дни. На синем фоне золотой краской по периметру значилась дата живописания и возраст позирующего. Вместе с тем Хиллиард рисовал и миниатюры более крупные, размером, скажем, с игральную карту, а также и портреты обычного размера.

Неизвестный мужчина 24 лет, 1572 год. Классические миниатюры Хиллиарда выполнены на пергаменте с изображением головы и верхней части туловища, обычно круглые, реже овальные или прямоугольные, на синем фоне.

Он оказался в правильном месте в правильное время. Его карьера с самого начала была тесно связана с исторической канвой Англии XVI века. Не успел он завершить свое ученичество, как попал на глаза Роберту Дадли, графу Лестерскому, коллекционеру произведений искусства и фавориту королевы, долгое время добивавшемся её руки. Это произошло как раз в тот период, когда Дадли и главный советник Елизаветы I сэр Уильям Сесил днем с огнем искали художника значительного калибра для создания впечатляющего имиджа королевы и её двора. Мать трех королей Франции Екатерина Медичи после того, как получила в подарок очередной портрет Елизаветы, заявила: “…Все говорят, что она красива… Должна сказать, что хороших художников у нее нет…” Французская королева-консорт даже предложила послать Елизавете одного из своих художников. Появление на сцене 24-летнего Хиллиарда изменило положение дел. Более 40 лет его миниатюрные и не только портреты Елизаветы I и окружавших её вельмож пользовались большой популярностью.
Хиллиард рисовал на пергаменте, тонкой козлиной коже и не делал предварительных эскизов, сразу наносил краски на миниатюрное полотно, натянутое на игральную карту. Обычно ему требовалось 2 – 3 сеанса по несколько часов каждый, чтобы нарисовать человека. В своем трактате о миниатюрах Хиллиард рассказал о некоторых своих излюбленных приемах. Так, по его словам, умение льстить даме, флиртовать с ней, пока она позирует вам, идет на пользу искусству: если женщина улыбается, её щеки порозовели, она будет запечатлена на картине в своем самом лучшем виде.

Мария Стюарт, 1578 год.

Всю свою творческую карьеру Хиллиард старался вести себя аристократом, представителем высших сословий, что, кстати, легко увидеть на его автопортрете, на котором он выглядит не хуже, чем любой из его сановных натурщиков. До него профессия художника в Англии приравнивалась к ремеслу маляра. Благодаря Хиллиарду статус изобразительного искусства поднялся на европейскую высоту.
Хиллиард был очень успешным в своем деле. Он много зарабатывал, но еще больше тратил. Часто не возвращал деньги, взятые в долг. И в возрасте 70 лет угодил в долговую тюрьму. А было это уже в правление первого монарха династии Стюартов Якова I.

Другой фаворит Королевы-девственницы, Уолтер Рэли, путешественник и пират, казненный в крепости Тауэр.
Молодой человек среди роз, 1585. В более поздние годы Хиллиард живописал овальные миниатюры. Влюбленный мужчина задумчиво прислонился к стволу дерева в окружении полудиких кустов роз. Считается, портрет заказан для того, чтобы послать его женщине как знак любви.