Cart

ХУДОЖНИК В ПРОВАНСЕ

Лондонские «Подсолнухи» на желтом фоне, а филадельфийские — на фоне цвета морской волны. Среди семи полотен этой серии (так называемые «подсолнухи в вазе») одно было уничтожен во время Второй мировой войны, одно «проживает» в Токио, а еще одно — в Амстердаме.

В лондонской Национальной картинной галерее открылась масштабная выставка «Ван Гог: поэты и любовники» (Van Gogh: Poets & Lovers). Эта первая большая ретроспектива художника за все время существования галереи — а в этом году эта главная британская коллекция европейского искусства отмечает двухсотлетие со дня своего основания. Кроме этой памятной даты экспозиция также приурочена к столетию со дня приобретения галереей «Подсолнухов». Когда Национальная галерея в 1924 году купила «Подсолнухи» за 1,300 фунтов (примерно 70 тысяч в сегодняшних деньгах) многие считали, что эта сумма чрезмерно велика. В наши дни стоимость картин Ван Гога на аукционах перевалила за 100 миллионов долларов!

Желтый дом», 1888. Ван Гог определенно гордился домом в Арле, где жил и где была его художественная мастерская.

Из семи полотен Винсента с тем же названием, «Подсолнухи» Национальной галереи самое известное и знаковое. Но это не все. На выставку из Музея искусства Филадельфии прибыли еще одни «Подсолнухи» — это полотно впервые со времени его приобретения покинуло пределы США. Добавим, что в коллекции самой Национальной галереи хранятся девять «ван-гогов», а на открывшейся выставке их свыше 60.

На выставку среди прочего прибыл из Вашингтона один из последних автопортретов художника 1889 года.

«Ван Гог: поэты и любовники» повествует о творческом пути художника в те предшествовавшие его самоубийству годы, когда он уехал из Парижа на юг Франции и поселился в Арле, а позднее провел по собственной инициативе несколько месяцев в лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс неподалеку от Арля. Этот период знаменует высшую точку его исканий и экспериментов. В феврале 1888 года он покинул Париж, слишком его утомляющий и отвлекающий от работы, и отправился в солнечный Прованс. Винсент вознамерился создать там колонию художников и для начала пригласил в свой «Желтый дом» (см. иллюстрации к статье) коллегу по ремеслу Поля Гогена. Художник создал серию «Подсолнухи» как раз для того, чтобы украсить стены комнаты гостя. Имеются в виду только подсолнухи в вазе, поскольку у Ван Гога были и изображения срезанных цветов.

«Звездная ночь над Роной», 1988. Эту картину, прибывшую в Лондон из парижского Музея Орсе, Ван Гог рисовал из окна своего «Желтого дома».

Никакие репродукции не могут заменить очную встречу с картинами Ван Гога, с возможностью собственными глазами увидеть его мясистые и струящиеся мазки, создающие ощущение третьего измерения, его холсты, переполненные яростной энергией.

Эти три полотна, «Подсолнухи» в двух вариантах и портрет Огустин Ролен как идеале материнства («Колыбельная» 1889 года, женщина качает невидимую люльку) Национальная галерея разместила в ряд, следуя замыслу Ван Гога, изложенному в его письме брату Тео.

В этот период палитра Винсента становится светлой, земляного цвета краски исчезают, появляются чистые голубые, темно-синие, золотисто-желтые и красные тона. В Провансе он, подобно Клоду Моне, рисует картины сериями на одну и ту же тему. Кураторы выставки разместили их рядом друг с другом, как например «Оливы» или «Пейзаж в Сен-Реми».

На открытии выставки интервью давал один из ведущих искусствоведов страны Эндрю Грэм-Диксон.

Не сохранилось ни одного фото-портрета Ван Гога, хотя он жил в эпоху фотографии. И о том, как он выглядел мы можем судить по его многочисленным автопортретам, а их 35. По количеству автопортретов Ван Гог уступает разве что своему соотечественнику Рембрандту. Большинство автопортретов писались в его парижские годы, но два из самых известных, с забинтованным ухом, созданы во время пребывания Ван Гога в Арле — после раздоров с Гогеном он отрезал себе мочку уха и потерял много крови.


Некоторые полагают, что картины Винсента — плод его психического расстройства, и это совершенно неверно. Как раз в периоды острой депрессии и душевных метаний он почти не работал, порой месяцами. Этот удивительно неприспособленный к жизни и вместе с тем гениальный человек целенаправленно творил новое искусство.

Афиша фильма о Ван Гоге «Жажда Жизни» 1956 года с Кирком Дугласом в главной роли.

Любопытно, что сегодняшнему статусу Ван Гога как одного из наиболее ценимых художников в истории европейской живописи мы в первую очередь обязаны почти не знавшей его золовке, вдове брата Тео Йоханне. После кончины художника, а через полгода и мужа, она посвятила свою жизнь созданию имиджа голландского живописца: переводила переписку братьев на другие европейский языки, устраивала выставки, посылала картины галеристам разных стран.

Ретроспектива картин художника в Провансе продлится до 19 января 2025 года

Подробности:
https://www.nationalgallery.org.uk/exhibitions/van-gogh-poets-and-lovers