Cart

СКАЛА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ, 3

…окончание…

Бар отеля The Rock.


Хотя Испания непрестанно и агрессивно претендует на обладание Гибралтаром, а в XX веке были времена полной наземной блокады протектората, надо сказать, что британцы владеют Гибралтаром дольше, чем испанцы. Вот вам простая арифметика: с 711 по 1492 год Гибралтар был под властью мавров (в сумме 761 год), затем после изгнания мавров с Иберийского полуострова с 1492 года и до 1704 — испанским (212 лет) и наконец, после подписания Утрехтского мирного договора, положившего конец Войне за испанское наследство в 1713 году и по наши дни (311 лет) Гибралтар — британский. У английской короны нет необходимости передавать (а не возвращать!) Гибралтар Испании еще по той причине, что во время двух последних референдумов, а последний был в 2002 году, более 98% жителей этого анклава, численностью примерно в 35 тысяч, проголосовали, чтобы остаться под британским правлением. Я спросил у одного из таксистов, кем были эти про-испански настроенные 2%. По его словам, это испанцы и испанки, состоящие в браке с местными гибралтарцами.

Маготы вычесывают друг друга и зевают. Их всего примерно 200 особей и принадлежат они к пяти семейным группам или стадам.


В Гибралтар каждый день на работы прибывает примерно 10 тысяч испанцев, то есть значительное число рабочих мест для жителей страны-соседки. Тем не менее последняя вспышка напряжения между Испанией и Великобританией в отношении Гибралтара наблюдалась после полного выхода Королевства из Евросоюза в 2020 году. Гибралтарцы может и не хотят объединяться с Испанией, но 96% их хотят оставаться в ЕС. И Испания, пользуясь этим, чинила препятствия процессу Брекзита. Тем не менее в последнее время все утряслось, Гибралтар был включен в Шенгенскую зону, то бишь он сохраняет свободную торговлю с ЕС.

Я остановился в знаменитом отеле анклава The Rock Hotel. Он на удивление недорогой, хотя в прошлом здесь останавливались такие люди, как Эрнест Хемингуэй, кино-джеймс-бонды Шон Коннери, Тимоти Долтон и Роджер Мур, британские премьер-министры Уинстон Черчилль, Дэвид Кэмерон и Джон Мейджор. Приезжал сюда на чаепития принц Чарльз с принцессой Дианой, а битл Джон Леннон с Йоко Оно были здесь во время заключения брака в 1969 году. Отель построен в 1930-х годах в стиле ар-деко одним из богатейших людей мира 4-й маркиз Бьют. Сюда стоит заглянуть, скажем, в бар, даже, если вы здесь не собираетесь останавливаться, чтобы перенестись хоть на часок в красивую эпоху позднего модерна.

Макака подбирает вкусняшку с головы туристки

Первый вечер я провел в новом с иголочке квартале Гибралтара Ocean Village, полностью построенном на отвоеванной у моря земле. Собственно, наверное процентов 15 территории доминиона создана искусственно, подобно тому, как это делают в Эмиратах. Вдоль западной стороны полуострова тянется мощнейшая крепостная стена, достигающая местами нескольких десятков метров в толщину. Так вот все, что находится за ее пределами, западнее, до кромки берега как раз и есть область насыпная.

Туризм для Гибралтара имеет большое значение, однако главные источники дохода доминиона, около 50% — финансы. Достаточно сказать, что эта средиземноморская крошка отвечает за 36% автомобильного страхования и 50% сектора азартных игр онлайн Соединенного королевства. Ну, и конечно, в Гибралтаре нет НДС, то есть все товары продаются дьюти-фри: драгоценности, парфюм, электроника, сигареты и алкоголь. Этим стоит воспользоваться!


Еда в Гибралтаре меня разочаровала. Вместе с британским подданством жители доминиона усвоили также и небогатую гастрономическую культуру метрополии. Повсюду предлагают фиш-энд-чипс, но вид у этого традиционного английского блюда у меня лично слюноотделение не вызывает. В меню ресторанчиков много испанских блюд, но готовят их здесь хуже, чем в Испании. Коронное гибралтарское блюдо калентита, мне найти не удалось. Это нечто вроде пиццы из нутовой муки, типа итальянской фаринаты. Поэтому-то я и отправился в Океанскую деревню и насладился хорошей пиццей в сетевом Express Pizza большом и с красивым видом ресторане.

Расчет пушкарей из воска в Туннелях Великой осады.


У меня также вызвала разочарование техническая расхлябанность гибралтарцев. Банкноты здесь еще бумажные, хотя в Великобритании уже несколько лет пластиковые. Таксисты принимают наличные, а вот в Лондоне я наличными уже несколько месяцев не пользовался. Пару раз, когда я хотел расплатиться за поездку картой, таксисты мне говорили, что у них, мол, есть pos-терминал, но он не работает. Один из двух лифтов в престижной гостинице был в нерабочем состоянии. Во время путешествия я заметил много других мелочей подобного рода.

Гибралтарцы не испанцы, хотя выглядят как южные испанцы — приземистые, смуглые черноволосые. И говорят на андалузском диалекте с большой примесью английских слов. У этого наречия есть свое название — «янито». Но надо сказать, что все, даже самые простые жители протектората, двуязычны и с испанским или английским вы будете себя чувствовать здесь вполне комфортно.


В гибралтарцах мало испанской или британской крови. А есть генуэзская, мальтийская, португальская и еврейская. Еврейская община довольно заметная, на полуострове с населением 30 тысяч четыре действующих синагоги! Я приехал в Гибралтар в пятницу вечером, то есть время вечерней молитвы у евреев, и на главной улице Main Street увидел небольшую толпу из еврейских семей, оживленно общающихся после службы. Интересно, что после учреждения должностей мэра Гибралтара и первого министра доминиона в 1960-х годах (эквивалент премьер-министра, не путать с генералом-губернатором, который эквивалентен президенту) почти 20 лет эти должности занимал еврей-сефард Джошуа Абрахам Хассан. Кстати, с 2017 по 2019 годы мэром, или точнее мэрессой Гибралтара, была Мисс Мира 2009 местная девушка Кайяне Алдорино.

Мисс Мира 2009 Кайяне Алдорино.