…продолжение…
Великому Тюдору с портретами повезло: при его дворе работал крупнейший художник Высокого возрождения Ганс Гольбейн Младший. Но вот некоторым из жен повезло гораздо меньше. После того, как была казнена вторая Анна Болейн, а ее дочь Елизавета, будущая королева, была объявлена незаконнорожденным ребенком, сам король и его окружение сделали все, чтобы вычеркнуть Анну из истории. Такая же участь постигла всех изображений казненной пятой жены Екатерины Говард. На сегодняшний день только портреты трех королев считаются бесспорными: Анны Клевской и Джейн Сеймур кисти Гольбейна и Екатерины Парр — портрет идентифицирован благодаря сохранившейся описи ее украшений, легко различимых на портрете. Хотя у Генриха был страстный роман с Анной Болейн, продолжавшийся семь лет до свадьбы, официально он объявил своей любимой женой Джейн Сеймур только потому, что она произвела на свет мальчика. Неизвестно оставалась бы она любимой, если бы не скончалась через две недели после родов. Возможно года через три её постигла бы судьба Анны Болейн. Так или иначе, Джейн изображена рядом с Генрихом на династических портретах, висящих в Хэмптон-кортском дворце и единственная из шести жен похоронена вместе с ним в часовне св.Георгия в Виндзорском замке.
В те времена не было фотографии, поэтому Генрих VIII посылал своего придворного художника в дальние страны рисовать портреты потенциальных невест. Напомним, что дело не в том, что король-тюдор был невероятно любвеобильным, просто ему нужна была законная жена и законный наследник мужского пола. Из-за того, что Генрих VIII особого успеха в этом деле не достиг, если не считать короткого правление его хилого сына Эдуарда, на британском престоле появились первые женщины-монархи, его дочери — Мария I и Елизавета I.
Казус вышел с четвертой женой, немецкой принцессой Анной Клевской. Она была единственной, с кем Генрих не был знаком заранее. После казни Анны Болейн, далеко не все знатные невесты Европы рвались в жены к жестокому монарху. Так, например, после того, как Гольбейн из загранкомандировки привез портрет Кристины Датской, и портрет этот Генриху понравился, она сама отказалась вступать с ним в брак, заявив: «Если бы у меня было две головы, одна из них была бы в распоряжении английского короля». По совету Томаса Кромвеля, придерживающегося политической линии своего босса, направленной на утверждение протестантизма, Генрих отправил Гольбейна рисовать портрет Анны Клевской в небольшое протестантское княжество на берегах Рейна. Генриху прибывший в Англию портрет пришелся по вкусу, но когда Анна добралась до британского берега не зная ни слова по-английском, она Генриху совсем не понравилась. Придворному художнику очень повезло, что он не лишился головы. Тем не менее была сыграна пышная свадьба, молодые даже провели ночь-другую вместе. Однако Генрих позднее признался, что жену ощупывал, но не более того. Брак Генриха с Анной Клевской был самый короткий — от свадьбы до развода прошло всего полгода. Второй по краткости брак связал Генриха с Екатериной Говард, от свадьбы до казни — полтора года.
К слову сказать, над лордами-канцлерами, они же главные советники короля при Генрихе VIII, тоже все время висел дамоклов меч: если что не так — голову долой. Такая участь постигла Томаса Мора (того самого, автора «Утопии») и Томаса Кромвеля. А кардиналу Уолси «повезло» — он скончался от разрыва сердца по дороге к месту казни.
Выставка продлится до 8 сентября, подробности:
https://www.npg.org.uk/whatson/exhibitions/2024/six-lives
…окончание следует…