…продолжение…
За тремя массивными дверьми вас встречает открытый и светлый вестибюль, в котором для «пробуждения аппетита» выставлен десяток разнообразных скульптурных бюстов. Коллекция NPG насчитывает 250 тысяч работ, но к счастью в залах выставлена лишь малая их толика, примерно 2000.
Поднявшись на эскалаторе на третий этаж, первое, что вы видите — это гальванопластические копии надгробных рельефных портретов, эффигий, средневековых английских королей и Черного принца из Вестминстерского аббатства из Кентерберийского собора. Больше в галерее никаких копий нет, одни лишь оригиналы. Но кроме этого галерее принадлежит расположенная в соседнем здании справочная библиотека, где вам бесплатно и без регистрации вынесут досье на любого знаменитого британца с копиями всех существующих его или её портретов, будь то Шекспир, королева Виктория или Уинстон Черчилль.
Портретное искусство в Англии зародилось лишь в начале XVI века (самый старый портрет коллекции короля Генриха VII, основателя династии Тюдоров, датируется 1505 годом) и то благодаря иностранцам. Дело в том, что великий Генрих VIII в ходе борьбы с Папой римским уничтожил все религиозное искусство, оставив страну без Раннего Возрождения. И Англии повезло, что к королевскому двору прибыл молодой, оставшийся из-за Реформации не у дел у себя на родине в Германии, Ганс Гольбейн Младший. Именно ему и его последователям-британцам, таким как миниатюрист Николас Хиллард, мы обязаны портретами вельмож Тюдоровской эпохи.
Позднее, при Стюартах, на британскую портретную сцену ступили такие гиганты искусства, как фламандцы Питер Поль Рубенс, Антоний ван Дейк, Питер Лили и немец Готфрид Кнеллер. В XVIII веке, в так называемую Георгианскую эпоху, наконец появились блестящие портретисты-англичане: Томас Гейнсборо, Джошуа Рейнольдс и Джордж Ромни. Да и американца Бенджамина Веста, придворного художника Георга III, можно в этот список внести — ведь в его времена Америка еще была частью Британской империи. По этой же причине здесь можно полюбоваться портретом Бенджамина Франклина, позднее подписанта Декларации независимости США.
XIX век в британском портретном искусстве можно назвать временем застоя из-за консервативных вкусов королевы Виктории и ее супруга принца Альберта. Это хорошо демонстрируют работы талантливых, но скучных официальных мастеров искусства: немца Франца Ксавера Винтерхалтера и невероятно продуктивного Томаса Лоуренса. Однако ситуацию «спасли» бунтари-прерафаэлиты и последователи французских импрессионистов, такие как мой любимый Джон Эверетт Милле, а также Джордж Фредерик Уоттс и американо-британец Джон Сингер Сарджент.
В данный момент в NPG проходят две выставки
Yevonde: Life and Colour — работы женщины фотографа-портретиста 1930-х годов: https://www.npg.org.uk/whatson/exhibitions/2023/yevonde-life-and-colour/
Paul McCartney, Photographs 1963–64 — любительские неформальные снимки битла: https://www.npg.org.uk/whatson/exhibitions/2023/paul-mccartney-photographs-1963–64-eyes-of-the-storm/
У NPG есть филиал в Йоркшире:
https://www.nationaltrust.org.uk/visit/yorkshire/beningbrough-hall-gallery-and-gardens
В ноябре 2023 в Галерее королевы при Букингемском дворце откроется выставка портретов кисти Ганса Холбейна Младшего Holbein at the Tudor Court:
https://www.rct.uk/collection/themes/exhibitions/holbein-at-the-tudor-court/the-queens-gallery-buckingham-palace?utm_campaign=1405696_2023_07_general&utm_medium
…окончание следует…