Cart

НЕ ЗАСЛОНЯЙТЕ НАМ ЛОНДОН

До нас дошла история из античности о том, как Александр Македонский на пути в Персию решил навестить философа Диогена, живущего в бочке на берегу моря в Синопе в сегодняшней северной Турции. Когда великий полководец спросил у отца всех анархистов, не может ли он ему как-либо облегчить жизнь, Диоген ответил: «Отойди в сторону, ты заслоняешь солнце!»


Я это к тому, что некоторые профессиональные лондонские экскурсоводы, не говоря о непрофессиональных, слишком много внимания на турах уделяют собственной персоне. Одна гидесса любит пространно рассказывать о своих десяти кошках. Другая подробно делится неудачами личной жизни. Есть и такая – особа преклонного возраста – что половину экскурсии распространяется о плохом социальном обеспечении пенсионеров в Соединенном королевстве. А еще есть у нас гид, который просто-таки заслоняет собой Лондон своим нестандартным русским языком и подчеркнутой голубизной. Если вы посмотрите дискуссии на русскоязычном иннете о лондонских гидах, то там рекомендуют в первую очередь его и только его, мол, он неповторим! Вас ждет шоу одного актера, он вам не просто расскажет, но еще и станцует!


Я пишу это не из зависти. Мне работы хватает. Просто мое понимание нашей профессии совершенно иное. Хороший гид – это голос за кадром. Почти все, что мы рассказываем туристам можно где-нибудь прочитать. Ну, хорошо, многое. Люди едут в путешествие, чтобы увидеть вещи собственными глазами. Попробовать блюда другой страны. Вдохнуть ее запахи. Посмотреть на её обитателей. Прочувствовать то, что никакое трехмерное кино пока дать не может. А экскурсовод должен предоставить туристу качественный комментарий, помочь расставить культурные акценты по возможности не навязывая свою точку зрения, провести интересные параллели со знакомой туристам культурой и развлечь своих слушателей – ведь они, в конце-то концов, на отдыхе, а не на лекции.


Но уклонится от вопросов личного характера очень непросто, особенно если тебя в самом начале экскурсионного дня начинают ими атаковать как правило дамы из российской глубинки или государства Израиль. Вот примерно как выглядит моя круговая оборона:


Туристка: – Вы откуда?»
Джерри: – Я из Лондона.
Туристка: – А откуда вы так хорошо русский знаете?
Джерри: – Хорошо учился в школе. (Это не совсем, правда, я в школе учился на крепкие тройки).
Туристка: – Вы по образованию, наверное, историк?
Джерри: – Хотите верьте, хотите, нет – я по образованию тур-гид.
Туристка: – А где вы родились?
Джерри: – В роддоме, а Вы?
Туристка: – Я – в Москве.
Джерри: – В Москве? Как, прямо на улице? (Кого ни спросишь – все родились в Москве. Москва, ну, просто резиновая. Я всем верю на слово, не буду же документы проверять? Вспомнил шутку – Почему Москва по выходным пустеет? Да потому что все москвичи уезжают к себе домой).
Туристка: Ну, хорошо, а где был роддом?
Джерри: – Не помню. А Вы помните, где находился ваш?
Туристка: – Нет, но у меня в Свидетельстве о рождении записано.
Джерри: – А у меня Свидетельство о рождении не сохранилось.
Туристка: – А что, вам родители не говорили, где вы родились?
Джерри: – Может говорили, но я не помню. Да и вообще, я своим родителям не во всем доверял.
Туристка: – А вас на самом деле зовут «Джерри».
Джерри: – На самом, могу паспорт показать. Ну, если вам такое имя трудно произнести, зовите меня Васей.
Туристка: – А вы на Васю не похожи!
Джерри: – А на кого я похож? Ну, хорошо, зовите меня Жорой.


Этот диалог может продолжаться еще долго. Если я чувствую, что из-за него страдает экскурсия, я обычно говорю туристке, что я, мол, с ней недостаточно хорошо знаком, чтобы поверять ей столь интимные подробности своей биографии. Или что, мол, туристы мне деньги не за то платят, чтобы я о себе рассказывал. Я собою Лондон заслонять не собираюсь.