Король Карл III, взошедший на престол в сентябре 2022 года, в бытность свою принцем активно вмешивался в проекты ведущих британских архитекторов. В своих выступлениях и статьях принц Чарльз проповедовал возврат к архитектурным идеалам неоклассицизма. На этом поприще у него были как победы, так и поражения.
Образование короля определенно способствовало развитию его взглядов в вопросах архитектуры. В 1970 году он завершил курс на степень магистра археологии и истории в Кембриджском университете. Учился будущий король, скажем прямо, на тройки (итоговая категория диплома 2.2) и ходит легенда, что телохранитель, который сопровождал принца на все занятия, получал оценки выше, чем сам принц.
Впервые взгляды Чарльза в вопросах архитектуры стали известны в 1984-м году. На праздновании 150-летия Королевского института британских архитекторов (RIBA) он во всеуслышание назвал предлагаемый хай-тековский проект архитекторов Арендса, Бёртона и Коралека для нового крыла лондонской Национальной картинной галереи «безобразным гнойником (карбункулом) на лице дорогого и элегантного друга», понимая под этим другом неогреческий старый корпус галереи викторианского архитектора Уильяма Уилкинса.
Британскому архитектурному миру это сравнение так понравилось, что позднее один из архитектурных журналов даже учредил ежегодный «карбункульный» кубок для самого безобразного здания страны, построенного за минувший год. В итоге новый корпус Национальной галереи возвели по постмодернистскому проекту Вентури и Скотт-Браун с многочисленными намеками на классицизм.
Тут напрашивается параллель между принцем Чарльзом и супругом королевы Виктории принцем Альбертом, который в XIX веке тоже активно вмешивался в крупные общественные проекты. Известно, что он и его августейшая супруга считали готическую архитектуру подлинно европейской и христианской. Принц Альберт руководил комиссией, рассматривающей конкурсные проекты на строительство нового здания британского парламента после того, как старый Вестминстерский дворец, где заседал парламент, сгорел в 1834 году. Именно под влиянием Альберта из примерно ста предлагаемых проектов был отобран неоготический проект Чарльза Берри, подозрительно напоминающий заднюю часть расположенного через дорогу Вестминстерского аббатства. Столь же рьяно принц Альберт принимал участие в организации первой международной промышленной выставки, которая проходила в 1851 году в Гайд-парке. Совместно с садовником Джозефом Пакстоном он работал над чертежами главного павильона Хрустального дворца для нее.
На счастье архитектурных авангардистов мнение принца Чарльза не всегда имело решающее значение. Ознакомившись с проектом строительства самого большого общественного здания Великобритании XX века — новой Британской библиотеки постмодерниста Колина Сент-Джона Уилсона, будущий король назвал предлагаемый комплекс напоминающим «штаб-квартиру академии для тайных агентов». Тем не менее новая Британская библиотека была построена, открыта для публики в 1998 году, а в 2015 получила статус памятника первой категории, то есть по значению встала в один ряд со зданием парламента и Вестминстерским аббатством.
В другой раз принц Чарльз по-существу остановил строительство того, что могло бы стать единственным зданием Лондона, выполненным по проекту самого влиятельного архитектора XX века Миса ван дер Роэ. Прямо напротив старой лондонской биржи в квартале Сити планировалось возвести 19-этажную модернистскую офисную башню по чертежам немца. Принц Чарльз заявил тогда: «Это еще больше изуродует силуэт нашей столицы, и собор Сент-Пол покажется карликом по сравнению с еще одним гигантским стеклянным пнем, больше подходящим для делового квартала Чикаго, нежели лондонского Сити. (Немец Людвиг Мис ван дер Роэ в 1938 году бежал из гитлеровской Германии и обосновался в Чикаго, США — JM).
В итоге на том месте постмодернист Джеймс Стирлинг возвел знаковое эксцентричное здание One Poultry, к которому все как-то постепенно привыкли, а некоторым, вроде меня, оно даже радует глаз.
Ведущие британские протагонисты стиля хай-тек, построившие по всему миру десятки, если не сотни зданий в этом стиле, постоянно были на ножах с принцем Чарльзом. Когда главный наследник на британский престол попытался с помощью тайных махинаций заблокировать огромный проект жилищного строительства в Челси Ричарда Роджерса, группа ведущих современных архитекторов, в числе которых были Жак Херцог, Пьер де Мерон, Заха Хадид, Норман Фостер и Франк Гери, подписала письмо протеста против оказания принцем Уэльским незаконного нажима на заказчиков из Катара. Депутат парламента либерал-демократ Норман Бейкер призвал принца «заниматься только перерезанием ленточек» при открытии новых памятников и архитектурных комплексов.
От другого проекта Роджерса пришлось отказаться после острокритического заявления Чарльза, пользующегося авторитетом, данным ему от рождения членством в королевской семье. Речь шла о реконструкции Патерностер-сквер рядом с собором Сент-Пол. Главный наследник на престол тогда изрек: «Надо отдать должное гитлеровской авиации, которая уничтожая наши здания, не заменяла их чем-то более омерзительным, нежели обычные руины».
Однако принц Чарльз не ограничивается резкой критикой архитекторов-авангардистов. На его землях в графстве Дорсет под его руководством был построен целый городок Паундбери (Poundbury) на 6000 жителей. Тут во всю отдается должное его излюбленным неоклассическим формам. И хотя по началу многие называли Паундбери «диснеевскими декорациями», постепенно голоса критиков смолкли и публика как-то к этим «декорациям» привыкла.
Помимо Паундбери по указке принца Чарльза был создан пригород города Ньюки в графстве Корнуолл, а в будущем планируется построить нечто подобное и в районе Февершема в графстве Кент.
На счастье архитектурного мира несколько лет назад принц Чарльз объявил, что став королем будет уделять меньше внимания вопросам архитектуры.