Cart

“МИЛЫЙ МУЗЕЙ ПРИ КЛАССНОМ КАФЕ”, 2

…продолжение…

Зал Рафаэля. Здесь висит семь полнометражных эскизов для производства шпалер, сделанных рукой великого мастера высокого Возрождения. К 500-летию со дня его смерти в 2020 году этот зал был капитально реконструирован.

За последние десятилетия у меня на глазах V&A преобразился из скучного и слегка обшарпанного государственного музея в современный светлый гигантский комплекс, который смело можно теперь поставить в один ряд с Британским музеем и галереей современного искусства Тейт-Модерн. Плюс к этому V&A стал бесплатным. Началось всё с завершения в 2001 году работы над серией залов Британского исторического дизайна. Далее весь верхний этаж музея был перестроен для размещения там гигантской коллекции керамики.

Один из бесценных трафаретов Рафаэля «Смерть Анания».

Потом были созданы новые музейные пространства Средних веков и Возрождения — залов десять. Два больших, в стороне от остальных — это «Город и вилла Ренессанса» и «Внутри церкви эпохи Возрождения». Тут не просто демонстрируются артефакты той или иной эпохи, но показан сам контекст, так, чтобы у вас возникло реальное ощущение, что вы, скажем, прогуливаетесь по Флоренции XV-го века или заглядываете в голландский храм тех же времён. Созданию подобного впечатления способствуют неоклассические стены и потолки этих залов — плод работы команды Астона Уэбба начала XX века. Именно он тогда завершил строительство нового комплекса зданий V&A и оформил фасад музея в добрый километр длиной со стороны Cromwell Road.

Чистка шеститонного произведения искусства из стекла «Канделябр» американца Дейла Чихули занимает примерно неделю, в основном в часы до открытия музея.

В последние годы перестройку целого крыла музея, включая создание нового со стеклянной ребристой крышей кольцевого двора и стильный дизайн интерьеров новых галерей, провела молодая архитектурная фирма MUMA. При входе в «Город эпохи Возрождения» среди десятка других ренессансных скульптур вас встречает полная драматизма мраморная композиция Джамболоньи «Самсон убивающий филистимлянина», которая была сделана для дворца Медичи в 1562 году. В стену на высоте метров семи врезан массивный мраморный балкон Тревизо 1490 года, на который то и дело выходят посетители музея из соседнего небольшого зала, расположенного на пол-этажа выше.

Одна из изюминок музея — Коллекция Гильберта, состоящая в основном из изделий из серебра, откроется после реставрации в 2025 году.

Если обходным путём добраться до этого зала, то выясняется, что он называется «Великолепие и общество». В нём представлены убранство, мебель, предметы декоративного искусства в благополучном европейском доме 1500-1600 годов. Сначала вы любуетесь интерьером «жилища», а потом выходите на балкон и восхищаетесь «улицей» того же периода. Вот она модная в сегодняшнем музейном деле связь пространств.


Средние века обычно ассоциируются с тёмным безрадостным прозябанием европейских масс, с мракобесием церкви, с примитивным и грубым бытом, культурной отсталостью в контрасте со светлым, насыщенным творчеством и прогрессом следующим историческим периодом — Возрождением. Новые залы V&A рисуют несколько иную картину.


Начнём с того, что они представляют всё в хронологическом порядке с 300 до 1500 года, и в них нет чёткого временного разграничения между Средними веками и Возрождением. Так, к примеру, тематика зала «Религиозность и её проявления, 1250-1500 годы» пересекается по времени с экспозицией зала «Жизнь аристократии 1350-1500». Нет такого разграничения и в том, что касается самих экспонатов: музей попытался представить предметный мир Европы в виде непрерывной последовательности, а не скачка «от» к «к». Для меня, например, было открытием, что в Средневековье англичане славились на всю Европу не только своими лучниками, но и «мирной» вышивкой, тем, что называется opus anglicanum — английская работа, о чём повествует чудесная подборка бесценных старинных риз и фелоней. Любопытно, что этим видом вышивания занимались исключительно мужчины.

Шотландский филиал V&A Dundee.

В этих залах максимально используется естественное освещение, от которого древние экспонаты меньше «устают», чем от искусственного. Впервые залиты светом хранившиеся прежде в полумраке такие знаменитые экспонаты музея, как реликварий Томаса Беккета и Глостерский подсвечник — оба XII века. Есть тут записные книжки Леонардо да Винчи (в коллекции музея пять томиков), редкая восковая скульптурная модель Микеланджело, ранняя картина Сандро Боттичелли.


Всё в новых галереях в изумительном состоянии, очищено, отреставрировано, аутентично восстановлено. Всё пронизано ощущением свежести. Начинаешь понимать, почему на создание этого великолепия потребовалось целых семь лет.


Музей Виктории и Альберта работает семь дней в неделю, кроме пятницы с 10 утра до 6 вечера, а по пятницам до 10 вечера.


Подробности: https://www.vam.ac.uk


…окончание следует…