Cart

КОГДА ПУТИ ТРЕХ ГЕНИЕВ ПЕРЕСЕКЛИСЬ

В лондонской Королевской академии (Royal Academy of Arts, RA) открылась выставка под названием «Микеланджело, Леонардо и Рафаэль: Флоренция, год 1504».

«Тондо Таддеи», Микеланджело, 1504-1506. «Тондо» — круглой формы картина или рельеф были особенно популярны именно в этот период. Обратите внимание на необычную позу младенца Иисуса и сравните с ее позой на полотне Рафаэля «Мадонна Бриджуотер» 1507 года. Влияние Микеланджело на Рафаэля очевидно.


25 января 1504 года — это определяющий момент Высокого Возрождения. В этот день важнейшие мастера той эпохи собрались во Флоренции, чтобы решить, где установить недавно законченную пятиметровую статую Микеланджело «Давид». Среди собравшихся были недавно вернувшиеся из Рима Леонардо да Винчи и сам Микеланджело Буонаротти, а также, среди прочих, живописцы предыдущего поколения: Сандро Боттичелли и Филиппо Липпи. Выбор стоял между менее престижным местом — в Лоджии Ланци, и более престижным — перед Палаццо Веккьо. Да Винчи, пытаясь понизить статус молодого конкурента (Микеланджело был на 23 года его моложе), настаивал на Лоджии, однако в итоге решено было поставить «Давида» у только что построенного Палаццо Веккьо — здания городского совета. Добавим, что в наши дни шедевр Буонарроти спрятан от стихий во флорентийской Галерее академии.

«Мадонна Бриджуотер», Рафаэль, 1507 год.


Сам Леонардо как раз в это время работал над «Моной Лизой». Незадолго до этого заседания власти республики заказали у него огромную фреску «Битва при Ангиари», а у Микеланджело позднее — не менее впечатляющую по размерам «Битву при Кашине». И та и другая композиции должны были украсить залы того самого Палаццо Веккьо. В обеих упомянутых битвах флорентийцы одержали победы, в первой — над миланцами, а во второй — над пизанцами. Любопытно, что работа ни над той ни над другой фреской не была завершена, хотя и по разным причинам. Однако сохранились подготовительные рисунки и общие композиции, так что на выставке в Королевской академии можно составить представление, как эти фрески должны были выглядеть.

«Тондо Дони», Микеланджело, 1504-6 годы. Это единственная законченная картина Буонаротти.


В том же 1504 году во Флоренцию из провинции приезжает Рафаэль Санто, по его словам, чтобы провести там немного времени и подучиться у старших товарищей. Выставка убедительно демонстрирует, как на творчестве Рафаэля отразилось влияние и да Винчи, и Микеланджело.
Надо сказать, что Королевская академия стала естественным местом для организации этой экспозиции. Достаточно сказать, что в ее коллекции находится единственная скульптурная работа Микеланджело в Великобритании — Taddei Tondo — круглый рельеф, изображающий святое семейство. Кроме того, поскольку расположенная в нескольких сотнях метров от Королевской академии Национальная картинная галерея отмечает в этом году 200-летие со дня своего основания, и чуть не треть ее по этому случаю закрыта на перестройку, многие шедевры коллекции главной картинной галереи страны сегодня путешествуют по британским провинциям. Королевской академии по этому случаю удалась заручится когда-то принадлежавшим ей «Картоном Бёрлингтон-хауса» (итальянское «cartonne» означает трафарет для изготовления гобеленов) с изображением святого семейства работы Леонардо да Винчи. Этот «Картон» и «Тондо Таддеи» — главные артефакты выставки. Но не только. Есть тут “гости” из Страсбурга, Будапешта, Флоренции, Вены и Шотландии.

«Картон Бёрлингтон-хауса», Леонардо да Винчи, 1506-8 годы. Отец психоанализа Зигмунд Фрейд в связи с этим трафаретом выдвинул любопытную теорию. Дело в том, что на изображении Мадонна и ее мать святая Анна выглядят одногодками. Сам да Винчи был незаконнорожденным сыном нотариуса из Флоренции и крестьянки из деревушки Винчи под Флоренцией. Он часть детства провел у матери в деревне, а потом его усыновил отец с мачехой. Другими словами, у него с детства сохранилось воспоминание о двух матерях. То есть, по Фрейду, да Винчи себя изображает в роли Иисуса у которого две матери. Любопытное наблюдение, не правда ли?


В заключение я хотел бы поделиться одним из своих наблюдений. Слишком много у гениев Возрождения незаконченных работ. Впечатление такое, что их больше, чем законченных. Хит теперешней экспозиции RA, “Тондо Таддеи” Микеланджело незавершенный, а с “Картона” да Винчи габелен сделан не был, поскольку он не нарезан полосами для шпалерных станков, позднее собранными вместе.

Копия набросков Микеланджело «Битвы при Кашине», сделанная Аристотелем да Сангалло. Благодаря Сангалло мы и знаем, что планировал сделать Микеланджело. Фреска должна была изображать не саму битву, а момент, когда флорентийцы, узнав о приближении армии пизанцев, прекращают купаться в реке и бросаются готовится в битве. Из-за обилия обнаженных мужских тел (напомним, что Микеланджело был геем) циники прозвали эту работу «Купальщики».


Существует всего одна завершенная живописная работа Микеланджело — «Тондо Дони», принадлежащая флорентийской галерее Уффици. С Микеланджело ситуация понятна, он считал, что для него важнее искусства фрески и скульптуры, поэтому заламывал огромные цены, если у него заказывали живописную работу. А иногда, уже взяв заказ, начинал в процессе работы над ним повышать цену. Так что лондонская Национальная галерея по праву гордится двумя работами Микеланджело маслом, и обе они незаконченные. В коллекции той же Национальной галереи есть всего одна большая картина да Винчи — «Мадонна в гроте», и тоже незаконченная. В этом случае монастырю-заказчику работа да Винчи не понравилась, и он отказался платить. И вот на выставке RA выясняется, что оба титана Ренессанса получили большие заказы во Флоренции, имеются в виду битвы, оба начали работу и бросили ее не завершив.

На выставке показана в виде контуров в натуральную величину предполагаемая фреска Микеланджело «Битва при Кашине».


Выставка небольшая, три средних размера зала. Она продлится до 16 февраля 2025.
Подробности: https://www.royalacademy.org.uk/exhibition/michelangelo-leonardo-raphael

В Королевской галерее при Букингемском дворце сейчас проходит выставка рисунков ведущих художников итальянского Возрождения «Drawing the Italian Renaissance». Она гораздо большего масштаба.
Подробности: https://www.rct.uk/collection/exhibitions/drawing-the-italian-renaissance/the-kings-gallery-buckingham-palace