…окончание…
В фильме «Красные» (Reds, 1981) – кинобиографии американского радикального интеллектуала Джона Рида – автора «Десяти дней, которые потрясли мир», Лондон одновременно играет роль нью-йоркского порта (куда прибывает в образе Рида актёр Уоррен Битти после первой поездки с женой в СССР) и даже революционного Петрограда. Юмористический роман Зиновия Зиника «Русская служба» начинается с описания съемок фильма в Лондоне – в них была задействована чуть не вся русская редакция Всемирной службы Би-Би-Си: «Ему сунули в руки знамя и сказали: беги! …Он перехватывал выскальзывающее древко, стараясь не оступиться, захлебываясь на бегу то ли от отдышки, то ли от тайной гордости, что знамя революции досталось ему, а не Севе, не Сёме и даже не Сене, ему, и никому другому из Русской службы, что бежали рядом, стараясь не наступать на пятки бегущим впереди…»
А есть ещё Лондон воображаемый – в таких фильмах как «Влюблённый Шекспир» (Shakespeare in Love, 1998), «Ещё одна из рода Болейн» (The Other Boleyn Girl,2008), «День Триффидов» (The Day of the Triffids, 1962), или в «1984» (Nineteen Eighty-Four,1984) по Джорджу Орвеллу. В диснеевском мультфильме «Питер Пен» (Peter Pan, 1953) действие начинается в сказочно-уютном квартале Блюмсбери, а в «Мэри Поппинс» (Mary Poppins, 1964) – с Кенсингтонских садов, куда гувернантка водит гулять непослушных детей.
Лондон переменчив, как женщина. На одних лентах он выглядит городом отталкивающим, населённом угрюмыми жестокими уголовниками – как в хичкоковском немом кино «Жилец: история лондонского тумана» (The Lodger: A Story of the London Fog, 1927), «Заводном апельсине» Стенли Кубрика (Clockwork Orange, 1971), «Долгой Страстной пятнице» (The Long Good Friday, 1980), в «Моне Лизе» (Mona Lisa, 1986), в «Свини Тодд – Демон-парихмахер с Флит-стрит» ( Sweeney Todd: The Demon Barber of Flet Street, 2007), в «Братьях Крей» (The Krays, 1990) и в несчётных экранизациях истории Джека-Потрошителя. В других же он – место уютное, стильное, порой приторно сладкое; место, где хочется жить или, по меньшей мере, часто наведываться – как в фильмах с британским актёром Хью Грантом «Реальная любовь» (Love Actually, 2003), «Четыре свадьбы и одни похороны» (Four Weddings and a Funeral, 1994 ), а также в одной из самых популярных романтических комедий начала «нулевых» – «Дневнике Бриджит Джонс» (Bridget Jones’s Diary, 2001) об ищущей себя взбалмошной молодой женщине.
Героиня фильма, роль которой исполняет Рене Зеллвегер, живёт рядом с Лондонским мостом в квартире над пабом «Глобус», ходит на работу по Тауэрскому мосту, «выныривает» из метро на площади Пиккадилли, где на гигантской световой рекламе Кока-колы ей то и дело мерещатся фразы, относящиеся лишь к ней самой, типа «Давай, Бриджит, жми, вперёд!».
За пять месяцев съёмок голливудской версии «Шерлока Холмса» (Sherlock Holmes, 2009) режиссёра Гая Ричи были задействованы все центральные достопримечательности британской столицы. В кадрах мелькают площадь Пиккадилли, Бедфорд-сквер, Гринвичский военно-морской колледж, крепость Тауэр, старый порт, Бромптонское кладбище, здание парламента с примыкающим к нему Вестминстерским мостом. И мост, и часть Парламентской площади действительно закрыли для съёмок эпизода, где Роберт Дауни-младший, исполняющий роль Шерлока Холмса, выпрыгивает из окна парламента в Темзу. Наблюдательному человеку ясно, что многое снималось в реальном городе, однако компьютерные манипуляции, в основном, с задним планом, изменили его до неузнаваемости. Трудно узнать и главного героя: гиперактивный Шерлок-Дауни-младший тренькает на скрипке одним пальцем, предпочитает стрельбу из пистолета и кулачный бой размышлениям в кресле с курительной трубкой у камина, борется научными методами с псевдо-чёрной магией лорда-злодея Блэквуда. В одной из заключительных сцен в жестокой схватке Холмс и Блэквуд почти полностью разносят на части ещё недостроенный и почему-то деревянный Тауэрский мост. Здесь Ричи, в общем-то, следовал исторической правде: возведение этого сегодняшнего главного символа Лондона действительно соответствует золотому веку рассказов о Шерлоке Холмсе – последним десятилетиям XIX века.