Cart

ИСКУССТВО ПОСРЕДИ НЕБОСКРЕБОВ

«Без названия» Артуро Эррера. Живущий в Берлине венесуэлец Эррера мастер коллажа. Эти пестрые рисунки в нижней части эскалаторов, ведущих в Leadenhall Building («Терка для сыра») должны по замыслу создавать впечатление энергичного движения людей и машин, динамизма этой оживленной части города.

В деловом квартале Лондона Сити каждый год проходит выставка скульптуры под открытым небом — Sculpture in the City. Акция эта масштабная, как и собранные здесь, в восточном «слепом углу» Сити высотные здания страховых компаний с такими яркими прозвищами, как «Эротический огурец», «Терка для сыра», «Радиотелефон» и «Башня 42». «Слепым» угол называется по той причине, что это единственное место на территории «квадратной мили» (это прозвище Сити), где можно строить высотки, не заслоняя одну из семи магистралей просмотра через весь древний город величественного кафедрального собора Святого Павла. «Скульптура в Сити» в этом году двенадцатая по счету.

Абстрактные формы на ходулях живущей в Лондоне бразильянки Ванессы да Силва. «Вырванные из контекста тела» — так описывает скульптор свои произведения.

У лондонского Сити многовековая история, древнеримский, средневековый и викторианский слои проступают то тут, то там, создавая уникальный контекст для современных скульптурных творений. Кроме того в наши дни архитектуру вполне можно рассматривать как монументальный вид искусства, нынешние методы компьютерного расчета и проектирования позволяют придавать зданиям самые невероятные формы. Это, кстати, нашло в последние годы отражение в программе выставок и других мероприятий Королевской академии искусств на Пикадилли — там по меньшей мере раз в год проходят масштабные ретроспективы ведущих зодчих мира. Так что лондонский финансовый клерк, выходя на улицу из своего небоскреба, оказывается окруженным как гигантскими, так и сравнительно небольшими скульптурными работами.

«Светлой памяти светлой памяти» Оливера Брагга. Это произведение искусства найти труднее всего. В Великобритании принято помещать небольшие мемориальные таблички в память о близких людях на городские скамейки. Таким путем пошел и этот скульптор, поместив семь подобных табличек на скамьи квартала Сити. Разница лишь в том, что содержание этих табличек либо издевательское, либо абсурдное по сравнением с другими. Так или иначе было решено, что таблички Брагга останутся на семи скамьях навсегда.

На конкурс Sculpture in the City обычно подается свыше ста заявок из которых организаторы отбирают примерно 20 и расставляют законченные работы по просторам «слепого», он же страхового квартала — страхового потому, что большинство небоскребов здесь страховые компании и биржи. У каждого ваяния устанавливают стационарную информационную табличку. А сами произведения искусства порой приходится привозить в выходные дни по частям и монтировать с помощью мощных подъемных кранов на бетонные основания. И все это лишь на один год: в июне скульптуры устанавливают, в мае следующего года — убирают.

Из изюминок прошлых лет: гигантская композиция Пола Маккартни (да-да, того самого) «Яблоневый мальчик и яблоневая девочка» стояла в Сити пару лет назад. Это своеобразная интерпретация популярных старинных мещанских статуэток.

Иное произведение искусства найти совсем непросто. Есть скульпторы-монументалисты, их творения многотонны и многометровы. А есть, наоборот, камерные, те прячут свои так, что сразу и не обнаружишь и не опознаешь. А уж без информационной таблички вообще не сообразишь, что это нечто замысловатое и концептуальное.

Из изюминок прошлых лет: «Приоткрытье» Гавина Тёрка выглядит как обшарпанная с облупившейся краской дверь, установленная на церковном дворе. Даже с близкого расстояния она так выглядит. Обман зрения: это крашенная бронза, и зарыта дверь в землю достаточно глубоко, так что при её установке присутствовал археолог, которому полагалось проверить, нет ли там внизу чего-нибудь древнеримского, нет ли костей наших средневековых предков.

Обычно после предварительного отбора скульптур, организаторы обходят со скульпторами и галеристами район предполагаемой установки работ, выбирая подходящие места. Сити во многом сохранил свою средневековую планировку, хотя сами дома той эпохи смел с лица земли 350 лет назад Великий пожар. Здесь предостаточно переулков, укромных уголков, больших и малых открытых пространств — другими словами, площадок на любой вкус. Процедура подбора мест напоминает расстановку мебели по комнатам. Надо найти правильное положение для каждого предмета, пристроить его под уличный интерьер. Рядом с небоскребами поставить крупные работы, в закутках — те, что поменьше.

Из изюминок прошлых лет: семиметровой высоты «Храм» Дамьена Хёрста напоминает рисунок из справочника по анатомии.

Некоторые скульптурные композиции до этого уже побывали на других выставках, однако есть и такие, что созданы специально для того или иного выбранного места. Но найти место недостаточно, надо еще получить разрешение владельца территории на установку скульптуры. И это еще один уникальный аспект мероприятия: ведь Сити с точки зрения землевладения — лоскутное одеяло, нарезка из небольших участков, не имеющих единого владельца или менеджера.

Из изюминок прошлого: работа Райана Гандера представляет из себя упавший с неба и застрявший на дереве парашют с гуманитарной помощью. Ирония в том, что Сити — самое богатое и дорогое место мира!

Организаторы проекта считают, что эта выставка улучшает качество рабочего пространства служащих Сити, и даже слегка поднимает стоимость недвижимости в этих местах.


Буду рад очно провести вас по этой чудесной экспозиции под открытым небом! Экскурсия продлится примерно два часа и кроме работ скульпторов вы познакомитесь со многим другим неожиданным и прекрасным.