На просторах центрального Лондона то здесь, то там появляются большого размера бронзовые зверюги. Их часто сопровождают два человекоподобных существа: мужская фигура с головой собаки и женская с головой крольчихи. Это аватары британо-австралийской четы скульпторов-монументалистов Гилли и Марка Шеттнеров. Возможно вы помните их композицию The Wild Table of Love («Дикий стол любви»), стоявшую на Paternoster Square рядом с собором Святого Павла. Она сейчас перекочевала к вокзалу Паддингтон. Или вас забавляла четверка псов-папарацци, встречавших вас при входе в Королевскую биржу в 2021 году? И то, и другое работы Гилли и Марка.
Осенью 2023 года в районе London Bridge City открылась новая выставка их массивных произведений A Wild Life for Wildlife, «Первозданная жизнь ради первозданной жизни». На набережной южного берега Темзы около новой ратуши стоит теперь с десяток работ скульпторов: мужчины-псы и кролики-женщины приятно проводят время в обществе диких животных, стоящих под угрозой полного исчезновения. Здесь, к примеру, инкарнация Марка перебрасывается мячом с белым медведем, а вон там — второе я Гилли кормит чем-то вкусным жирафа.
Общая идея понятна: мы, люди, вместо истребления диких животных, должны воспринимать их как близких нам существ, поскольку мы тоже часть живой природы, и взаимодействие с ними может и должно быть быть позитивным. Гилли и Марк хотят приблизить к нам, обитателям мегаполиса, больших диких животных, которые водятся далеко-далеко от нас и тем самым сделать нас причастными к их существованию.
Эта чета скульпторов устанавливает своих зверей по всему миру. Газета New York Times назвала Гилли и Марка «самыми успешными и плодовитыми создателями паблик-арта в истории Нью-Йорка». Гилли выросла в Замбии, с детства делала зарисовки диких животных и воспылала любовью к ним. Как-то у нее на глазах застрелили слона, после чего она решила, что целью ее жизни должна быть защита бессловесных тварей. Марк же в юности совершил путешествие в Танзанию, где познакомился с жизнью шимпанзе и у него возникли сходные чувства и идеи.
Марк Шеттнер изучал графический дизайн в Мельбурне, а у Гилли нет никакого формального художественного образования. До встречи с Марком Гилли работала моделью, а Марк был художником в рекламном агентстве. Они познакомились в 1990 году во время съемок фильма в Гонконге. Марк принадлежит к первому поколению переживших Холокост. Его отец, еврей из Австрии, был единственным выжившим из всей семьи. Отец же Гилли родом из Индии, а мать — голландка. Несмотря на то, что она католичка, а он еврей, свадьба у них проходила по индуистской традиции и всего через семь дней после знакомства.
Гигантская творческая мастерская Гилли и Марка в стиле Энди Уорхола, бывшая фабрика игрушек, расположена в районе Ботани Сиднея. Чета скульпторов знакомит со своим «рабочим пространством» в видеоролике:
https://www.youtube.com/watch?v=hVUQMg8JEp0&t=2s
К этому надо добавить, что многие арт-критики относятся к творчеству Гилли и Марка крайне негативно. Однако развлекательный их потенциал велик. Взрослые обожают делать селфи с их творениями, дети используют их для своих игр, о чем можно судить по фотографиям.
Выставка продлится до 24 марта 2024 года.
Подробности: londonbridgecity.co.uk
Схема расстановки скульптур в районе муниципалитета Лондона.