…окончание…
Великобритания — старейшая индустриальная страна мира. Здесь во второй половине XVII века произошла первая в истории промышленная революция, был открыт первый завод, изобретены станок и паровой механизм. Возможно, по этой причине национальное сознание оказалось, так сказать, оторванным от природы. Англичанин считает, что еду надо покупать в магазине, а не “тащить” из леса или речки.
Так, лесные грибы здесь не собирают. То есть собирают, но микологи-любители. Они их надрезают, прикладывают лакмусовые бумажки, чтобы определить кислотность, сравнивают с фотографиями в увесистых справочниках. А после этого выбрасывают. Здесь считаются съедобными грибами только шампиньоны или вешенки. Средний англичанин белый гриб от поганки отличить не может, для него это просто гриб.
Похожая ситуация с рыбной ловлей. Порядок такой: оплатил лицензию, лови рыбу вот здесь, на этом вот участке, на который лицензия распространяется. Поймал — сними с крючка, сфотографируйся с рыбой в руках и бросай её обратно в реку. И бросают без всякого рыбнадзора. Британцы — люди дисциплинированные. Если надо — значит надо.
Вишня на Британских островах считается ягодой несъедобной, называется bitter или sour cherry, то есть «горькая» или «кислая» черешня. А “настоящая” черешня может быть только сладкой. Правда, есть старинные английские рецепты, где вишню используют как ингредиент для начинки пирогов. Но где же её для этих целей взять, если никто не выращивает на продажу?
Нет в Англии квашеной капусты, зефира, пастилы, киселя, варенья. В английском джеме ничего не должно плавать, он должен быть протёртым и очень густым.
Селёдку и огурцы здесь солят и маринуют в сахаре. Лучше всего проиллюстрировать дистанцию между британской и российской гастрономическими культурами, дав англичанину попробовать кусочек воблы, а россиянину облизать ложку от дрожжевого экстракта marmite, баночку с которым англичанин возит с собой по всему миру, как память о домашнем очаге, вместе с пробкой для раковины. Оба скорчат страшно кислые физиономии, начнут плеваться и спрашивать, как такое можно есть.
После всего вышесказанного надо добавить, что в Лондоне найти эквиваленты привычных продуктов гораздо легче, чем в британской глубинке. Здесь множество польских и еврейских магазинов, привычные соления и маринованные продукты найти не проблема. В больших лондонских супермаркетах в отделе замороженных продуктов продаются отличные израильские эскалопы из курицы и мясные шарики из индюшатины. Масло, бобовые, орехи, сухофрукты и крупы привычны в любом британском супермаркете. Исключение составляют гречка, её можно купить разве что в магазинах здоровой пищи некалённую, да манная крупа — тоже редкость. Бывший советский или постсоветский человек здесь от голода не умрёт, но привычки менять придётся.
Некоторые ошибочно считают овсянку английским блюдом, и все благодаря Артуру Конан Дойлу, который “кормит” этим блюдом своих героев. Овсянка — шотландское национальной блюдо. (Конан Дойл родился и вырос в Эдинбурге). Выбор её в виде хлопьев в британских магазинах обширный. Вот только сечку — oatmeal, если вы хотите следовать шотландским рецептам, найти непросто. Овсянку — porridge, на завтрак сделают для вас на заказ только в дорогих гостиницах. В Шотландии же её подают и в недорогих гестхаусах.
И, наконец, два слова по поводу воблы, но не той, что сейчас в социальных сетях заменяет слово «война», а о рыбке, которая родственна карпу и водится в Каспии. Её не то что в Лондоне, но и в Москве теперь достать почти невозможно, за исключением разве что Дорогомиловского рынка вблизи метро Киевская. Но и там «вобловый ряд» с каждым годом сокращается.
В магазинах русских продуктов в Лондоне обычно стоит коробка с этикеткой Vobla в которую вперемешку свалены красноперка, таранка, лещ и корюшка — всё, кроме воблы. Если же вы в каком-либо из таких магазинов воблу найдете, то она будет либо крошечного размера, либо пересушенная или недосушенная. А кроме того у всех воблин брюхо будет вспорото и икра удалена. Почему? В страны Европы, якобы, не консервированную икру провозить запрещено. Я себе представляю, как российские пограничники вскрывают ящики с воблой, идущей на экспорт, извлекают из воблин икру — самое вкусное, что в ней есть, — и тут же на месте набивают себе икрой рот.
Недалеко от моего дома есть магазин российской еды «Дача». Его владельцы литовка и её бойфренд индус. Помню я попытался объяснить им что такое настоящая вобла. Но на фотографиях в интернете они не видели никакой разницы между краснопёркой и воблой. Я в их глазах выглядел, наверное, каким-то чудаком. Вобле в Лондоне замены нет. Надо про неё просто забыть.