Знаете ли вы, что c июля 2023 года британский парламент организует экскурсии с подъемом на Биг-Бен как для британских граждан, так и для иностранцев? Однако забронировать такой тур совсем непросто. С 2010 года попасть на такую экскурсию могли только британские граждане, обратившись с письменной просьбой к своему депутату парламента.
Билеты начинают продавать по интернету каждую вторую среду месяца в 10:00 утра по Лондону и они раскупаются за считанные минуты. Счастливчикам, которые смогли приобрести билеты, выдадут беруши, чтобы они не оглохли от боя колоколов в непосредственной близи от них. И надо быть готовым к подъему по винтовой лестнице на одиннадцатиэтажную высоту.
Знаменитая часовая башня британского парламента по решению 2012 года Палаты общин зовется «Елизаветинской» или «Башней королевы Елизаветы» — до этого она была просто «Часовой башней». И даже люди, знающие, что Биг-Бен — это всего лишь массивный колокол, один из пяти, висящих в звоннице над циферблатами, под Биг-Беном обычно понимают весь пакет: и башню, и часы, и их начинку. Часы, кстати, официально зовутся «Большими вестминстерскими часами».
Псевдоготическую часовую башню британского парламента (этот архитектурный стиль называется «викторианской готикой») с остроконечной верхушкой и четырьмя циферблатами, ориентированными по сторонам света, возвели более 160 лет назад, когда строили новое здание. Стоявший на этом месте средневековый Вестминстерский дворец почти полностью уничтожил пожар 1834 года. Конкурс на возведение нового парламента выиграл архитектор Чарльз Бэрри, однако часовая башня построена по проекту главного апологета готики в Англии XIX века Огастеса Пьюджина.
Существует несколько версий происхождения названия «Биг-Бен». В Англии принято большим колоколам, как и флагам, давать имена собственные или прозвища. «Весёлый Роджер» — флаг пиратов, «Синий Питер» поднимают корабли, покидая порт, «Союзный Джек» — военно-морское знамя страны. Главный колокол собора Святого Павла в Сити — «Большой Том», и он массивнее Биг-Бена, 16,5 тонн против вестминстерских 13,7. Кстати, самый тяжелый лондонский колокол — «Олимпийский», отлитый для открытия Лондонских олимпийских игр 2012 года, весит 22 тонны и установлен в настоящее время в бывшем Олимпийском парке на северо-востоке британской столицы.
Так или иначе, одна из самых популярных теорий прозвища «Биг-Бен» следующая. Когда завершали работу над строительством часовой башни, работами руководил депутат Бенджамин Холл. Он был очень полным с низким голосом. И когда новый колокол прибыл из лондонского колокололитейного завода Whitechapel Bell Foundry и был поднят наверх, парламентарии в шутку сразу окрестили его в честь главного прораба «Большим Беном».
По другой версии, в те времена, когда строили новое здание парламента в Лондоне на ринге выступал популярный боксер-тяжеловес по имени Бен Конт (Ben Caunt). Так что, возможно, прозвищем мы обязаны именно ему.
Немного цифр. Елизаветинская башня насчитывает 334 ступени. Диаметр каждого из четырех циферблатов — 6,9 метров, длина минутной стрелки — 4,2 метра, часовой — 2,7. В колоколе есть небольшая трещина. Дело в том, что, когда колокол установили на башне в 1859 году, молот, который должен был бить по телу колокола, оказался слишком тяжелым, и Биг-Бен сразу треснул. Молот поменяли на более легкий, а сам колокол немного повернули вокруг оси, так что сейчас молот бьет по телу колокола в другом месте. С тех пор трещина не разрасталась.
Для регулирования хода часов на маятник навешивают или снимают с него старинные монеты достоинством в один пенни. Одна монета меняет точность часов на 2/5 секунды в день. Когда я в качестве переводчика был внутри Биг-Бена со съемочной группой Михаила Ширвиндта, снимавшей в Лондоне очередной эпизод передачи «Хочу все знать», один из россиян предложил придержать ненадолго маятник на месте и посмотреть что будет. Я переводить это предложение механикам, объясняющим нам работу механизма, не стал, иначе их хватила бы кондрашка.
Преодолев примерно треть подъема (114 ступеней), вы оказываетесь в единственной тюремной камере парламента. Сюда сажали депутатов, которые «плохо себя вели». Последним здесь отбывал наказание в 1880 году новоиспеченный парламентарий (а им полагается при вступлении в должность приносить присягу) — атеист Чарльз Бредлаф (Charles Bradlaugh), отказавшийся присягать королеве Виктории на Библии.
Когда-то давным-давно, когда я взошел на башню первый раз, еще в прошлом веке, экскурсии по Биг-Бену водил легендарный Брайан Дэвис. Этому сухонькому старичку было лет под семьдесят и, согласно Книге рекордов Гиннесса, он за 15 лет работы провел свыше 6000 туров, что по некоторым подсчетам эквивалентно восхождению на Эверест более 60 раз! Согласно той же Книге рекордов Гиннесса чаще всех посещал вершину мира непалец шерп Анг Рита — всего 10 раз! К сожалению, Брайан ушел в мир иной в 1999 году.
Мне посчастливилось не просто подняться с Брайаном на Биг-Бен, но еще и записать всю экскурсию на портативный магнитофон. Предлагаю вам послушать небольшой отрывок этой звуковой дорожки, начинается она с момента, когда мы с Брайаном тяжело дыша проделали часть пути наверх:
https://soundcloud.com/user-331095249/big-ben-remake-chimes-tolls-2021
В конце записи слышен перезвон четырех малых колоколов разной тональности, после которых Его величество Биг-Бен отбивает время в часах. Радио Би-Би-Си звук ударов главного колокола Англии передает в начале каждого часа. Известно, что на мелодию малых колоколов хорошо ложится библейский псалом:
All through this hour, / Lord be my guide, / That by thy power, / No foot shall slide.
И в заключение один любопытный парадокс. Оказывается звучание Биг-Бена, если слушать его находясь на улице вблизи от него, доходит до вас на долю секунды позднее, по сравнению с тем, если бы вы слушали его бой по радио — а микрофон Би-Би-Си установлен в звоннице рядом с колоколом. Дело в том, что радиоволны распространяются значительно быстрее звуковых. Вот эксперимент, который провела Вики Пайп из интернет-журнала Londonist:
https://www.youtube.com/watch?v=5dwUWtyRP4c&t=2s